Житейские истории художника Сергея Меренкова
Последний зимний месяц в Дальневосточном художественном музее начался с открытия теплой и душевной выставки «Житейской истории» (0+) художника из Владивостока Сергея Меренкова.
С уверенностью можно сказать, что Сергей Меренков принадлежит к числу художников, искусство которых не оставляет равнодушным. Главная тема его творчества – жизнь людей простых, где-то по-детски наивных в своём отношении к миру. Разнообразные по сюжету и композиционному решению произведения художника обнаруживают неистощимую творческую фантазию и профессионализм. Герои его произведений проживают разные жизненные ситуации, комичные, немного грустные, но неизменно вызывающие у зрителя улыбку. Сергей Меренков не ограничивает себя рамками жанров портрета или пейзажа – его персонажи наделены индивидуальными характеристиками, в большинстве работ действие разворачивается на фоне пейзажа. Мир, в котором живут его герои, их мечты, удачи, разочарования имеют смысл и для самого автора.
В работах художника мы постоянно наблюдаем диалог с прошлым, причём заключается он не в том или ином стилевом пристрастии, а в приобщении к концепции «всеобщего», поэтому естественно стремление художника включить в обстановку дней текущих отголоски прошлого, перекличку с ним. И вот перед нами его «Гамаюн», «Не кантовать!», «Новатор», «Мазаев ковчег», «Курица не птица», «Просто живём. Хлеб жуём»» и другие. Таким образом художник утверждает своё измерение духовной жизни, где творческая фантазия вырывается из ряда очевидного и само собою разумеющегося, тяготея к «всеобщему времени», приобщая нынешнюю повседневность к давним эпохам, к миру поэтического преображения.
Во многих работах Сергея изобразительный ряд картины строится на узнаваемых образах, предметах русской бытовой действительности. Его деревенские герои просты, наивны, смешливы, они живут в картинах, где прошлое и настоящее рядом. Пространства, в которых разворачиваются события на его полотнах, возникают из переплетения ностальгических воспоминаний и фольклора. Среда, в которой живут его герои, фантастическая и очень реальная одновременно, а люди, её населяющие, – добрые чудаки и фантазёры. В произведениях художника кроется некое простодушие и ирония, озорство и грусть, глубокая философия и юмор. Но, несмотря на кажущуюся простоту и наивность, произведения Сергея Меренкова очень многомерны. Ситуационные идеи художник парадоксально отыгрывает на привычных зрителю литературных, фольклорных, исторических или мифологических сюжетах, актуализируя их с иронией или тёплой улыбкой. Через героев картин, художник выказывает свои чувства и размышления, при этом смысл работ не ограничен у автора повествованием, он несет в себе большее – попытку постичь важные и вечные проблемы, пусть через лирику и юмор.
Простые и незамысловатые на первый взгляд сюжеты картин Меренкова в тоже время создают сложный культурный подтекст. В зависимости от меры образованности и эрудированности, зритель может создавать собственные многочисленные ассоциации в отношении произведений художника.
Его ироничные, красочные работы, имеющие собственный стиль и почерк, привлекают внимание, вызывают на обсуждение. Благодаря чувству юмора, таланту и фантазии, Сергей Меренков создаёт иронично-саркастичные картины, привлекающие зрителя не только яркостью образов, но и скрытым смыслом, интригой и глубокомысленной недосказанностью.
Познакомиться с «Житейскими историями» Сергея Меренкова можно в залах Дальневосточного художественного музея до 25 февраля 2024 года.
Людмила Козлова,
искусствовед,
Дальневосточный художественный музей
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен