Декор традиционных ложек коренных дальневосточников в коллекции ДВХМ
Дальневосточный художественный музей в фонде народного искусства хранит множество предметов быта аборигенов Приамурья. Такие предметы, будучи иногда сугубо функциональными, тем не менее имеют вполне художественную ценность.
К таким экспонатам относятся традиционные ложки (нан. «хуня»), коих в коллекции музея насчитывается около 70 единиц хранения. Ложки эти, несмотря на разную этническую принадлежность, имеют определённые черты, характерные для всех ложек амурских народов.
По форме большинство ложек имеют килевидное окончание, длинную шейку и утолщенную часть ручки. Обычные деревянные ложки использовались постоянно, но годились только для твердой пищи и каши, так как черпало делали плоским, а жидкую пищу прихлебывали из чашек. Говоря о художественной ценности, следует упомянуть как саму форму изделий, так и их зачастую богатый декор, иногда зависящий от назначения предмета. Исследователь Иванов С. В. в труде «Орнамент народов Сибири как исторический источник» даёт подробную классификацию типам декорировки приамурских ложек. На примере имеющейся у него классификации рассмотрим некоторые экспонаты ДВХМ.
Первый тип орнамента — параллельные линии (рис. 1). Возможно, такая нарезка изначально не преследовала декоративной цели, а наносилась для лучшего удержания предмета, однако с развитием орнамента приобрела эстетическую функцию и даже стала дополнять/подчёркивать другие типы узоров (рис. 2, 3). Благодаря разности направлений линий на черпалах можно заключить, что этот вид узора приобрёл также своё место на изделии, не утратив утилитарности (рис. 4, фрагмент).
Второй тип орнамента — спирально-ленточный. Характерный для всех народов Амурского бассейна орнамент имеет в дереве (или кости) свою особенность. Так как предметы из твёрдых материалов обрабатывались мужчинами, в них вносились мотивы, присущие мужским промыслам. На ложках (да, и многих других резных изделиях) мы можем наблюдать хитрое переплетение линий, заходящих друг за друга, образующих упорядоченную, подчинённую симметрии конструкцию. Такой узор, возможно, отсылает нас к мужскому занятию — плетению сетей для рыбной ловли (рис. 4, 5, 6) и очень часто встречается в мужском народном ДПИ Приамурья.
Также часто присутствуют на ложках спирали, которые будоражат умы исследователей. Так, например, криволинейный меандр из повторяющихся, заходящих друг в друга спиралей (рис. 7) очень схож с узором глиняного сосуда из Северо-Западного Китая провинции Ганьсу эпохи неолита (рис. 8), что даёт почву для споров о происхождении узоров у коренных народов Дальнего Востока.
Возвращаясь к заимствованию образов из мужских занятий в мужском искусстве, обозначим наличие цепочного орнамента. Этот тип декорирования имеет две формы: объёмную (рис. 11, 12) и плоскостную (рис. 9, 13, 15). Объемная форма, возможно, пришла из обрядовой пластики, где часто из цельного куска дерева вырезывались сэвэны с подвижными цепеобразными сочленениями (рис. 10). Такая работа требует внимания и сосредоточенности резчиков. Также цепи на ложках часто отсылают к традиции медвежьего праздника, где медведя приковывали к цепям. И, соответственно, ложки с таким элементом часто предназначались именно для этого обряда, что подчёркивалось вырезыванием зооморфного мотива в виде фигурки медведя или медвежьей головы (рис. 14). Мотив цепи, переходя в плоскостное решение, усложнился, так как на плоскости можно позволить то, что трудно воплотить в объёме (рис. 15). Часто барельефная цепь состоит из нескольких разнофигурных звеньев.
Как уже упоминалось, наличествуют в убранстве ложек и зооморфные мотивы. Медведи вырезываются на ложках для медвежьего праздника. Иногда можно видеть змей, образующих сплетение по типу верёвочного орнамента (рис. 7, фрагмент). На одном оригинальном экземпляре объёмным решением змеи образуют рукоятку ложки (рис. 16), что также заимствованно из обрядовой пластики (рис. 17). Присутствуют в пластике и другие образы хтонических существ, периодически заполняющие пространство между линиями орнамента (рис. 17).
Несмотря на малую часть перечисленных орнаментальных мотивов на традиционных ложках приамурских и приморских коренных жителей Дальнего Востока, каждый экспонат в коллекции ДВХМ уникален и имеет практическую, историческую и художественную ценность.
А.М. Ковальчук, специалист по народному искусству ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен