В Хабаровском крае немало мест, подходящих для съемок фильма про постапокалипсис или антиутопии. Советская Гавань явно попадает в топ подобных локаций. Когда-то развивающийся промышленный порт из года в год пустеет, а путников встречает разбитыми дорогами, серостью и унынием.

Как попадают в Советскую Гавань?

В наше время человеку, задумавшему посетить Совгавань, есть из чего выбирать. Из Хабаровска в город можно примерно за час долететь на самолете, доехать на автобусе примерно за 12 часов или за сутки на поезде. Но каждое из решений сулит путнику приключения.

Автотрасса Лидога-Ванино регулярно попадает в сводки происшествий, неопытные или не слишком осторожные водители рискуют нарваться в пути на незаметную яму или вылететь с трассы на одном из многочисленных перевалов. Авиа и жд вокзалы же находятся за пределами города, не сообщаясь с ним никаким общественным транспортом. Авиапассажирам и вовсе предстоит столкнуться с нежданной проблемой: в воздушном порту связь не ловит, призвать хоть какую-то машину и добраться в город практически невозможно.

Удачливым пассажирам, сумевшим найти попутный транспорт встречают живописные пейзажи, разбитые дороги и вид на исправительную колонию строгого режима из окна авто. Добраться в Совгавань, сохранив позитивный настрой – испытание для сильных духом.

Советская Гавань: зачем здесь люди?

Когда на Дальний Восток пришли русские, там, где ныне располагается Советская Гавань, жили аборигены – орочи. Они занимались своими традиционными ремеслами, охотились, ловили рыбу. Они и рассказали участникам Амурской экспедиции под командованием Геннадия Невельского о существовании удобного залива, способного предоставить защиту от штормов для кораблей.

Интерес европейских держав к Дальнему Востоку повышал важность освоения новоприобретенных русскими территорий. В 1853 году в заливе, позднее названном Императорской Гаванью, основали военный пост, но укрепить его до начала Крымской войны не успели. В 1856 году, незадолго до прихода британского флота, в заливе утопили фрегат «Паллада», удалившись с форпоста.

Фрегат «Паллада» стал официальным символом Советской Гавани

Императорская Гавань вернулась к России по итогам Пекинского договора. До революции здесь обустроили порт, построили маяк, наладили лесозаготовку и рыбопромышленность. По окончании гражданской войны залив и населенный пункт переименовали в Советскую Гавань.

Свой расцвет Советская Гавань пережила в 20-м веке, превратившись в промышленный порт. Город стал финальной точкой Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, здесь появился аэропорт, кинотеатр, гостиница, горнолыжная трасса Дом культуры и прочие блага. Благостная картина перемежалась с удивительными коммунальными решениями: по словам местных жителей, долгое время дороги и пешеходные тропинки в городе щедро посыпали угольным шлаком, не задумываясь о последствиях. В современной России от подобных изысканий отказались, но стала ли Совгавань краше?

Улицы Совгавани: серость, грязь, уныние

Март редко приходится «к лицу» дальневосточным городам: остатки запылившегося снега, лужи, грязь на улицах. Но в Совгавани возникает ощущение, будто вся «весенняя чача» Хабаровска решила уместиться в небольшом городке с населением менее 25 тысяч человек. Утром и вечером улицы покрыты слоем льда, пройти по которому не упав мало кому удается, к обеду же пространство для автомобилей и пешеходов покрывается лужами. Если кто-то и пытается избавить горожан от травмоопасной ситуации, то не слишком усердно: дворников не видно, также, как и коммунальной техники на дорогах.

«Безопасными и качественными» дороги в Совгавани может назвать лишь человек со злым чувством юмора. И дело не только в снеге и наледи – они растают, а в том, что с приходом весны вместе с осадками «сошел» и асфальт. Быть может, в прошлом году ремонта дорог в городе и вовсе не было. Так или иначе, даже на центральных улицах в изобилии красуются «лунные кратеры».

Общественный транспорт города под стать дорогам. На работу совгаванцы ездят на ПАЗиках или бредут пешком мимо серых пятиэтажек и бараков. Деревянных двухэтажек в городе с 50-х годов сохранилось немало. На центральных улицах предприниматели даже решаются открывать бизнес в зданиях, построенных когда-то как временное жилье и давно отслуживших свой срок. В бараках Совгавани можно купить продукты, сходить в парикмахерскую, изготовить копию ключей и сделать фото на документы или могильный памятник. Суровые условия требуют находчивости, вот и бизнесмены приспособились.

Уловки предпринимателей заставляют улыбнуться, но сохранить эффект надолго не получается: снова всюду грязь, люди в подавленном настроении, разруха. В таких случаях нередко настроение поднимает красота природы, но в значительной части города озеленители высадили березы, которые весной делают город еще более серым и безликим.

Со стороны залива совгаванских туристов ждет еще одно разочарование: вид на бухту «украшен» трубами. Даже возможности расслабиться глядя на морской пейзаж совгаванцев, как минимум на одном берегу, лишили. Испытав полное разочарование, невольно задаешься вопросом: «Есть ли в этом городе хоть что-то?».

Кругом сплошной «потенциал»

Если трактовать потенциал территории, как возможность сделать жизнь на ней лучше, чем она есть, то Совгавань – город с большим потенциалом. Элементарное наведение чистоты уже может значительно улучшить мнение о нем и жителей, и случайных туристов.

Сложный путь до Советской Гавани вряд ли сделает ее основной целью чьего-либо путешествия, но оказавшись в городе случайно, человек мог бы интересно провести время в ожидании поезда, самолета или автобуса. Недалеко от города есть горнолыжная трасса (до нее не добраться на общественном транспорте), некоторые жилые дома украшены советскими мозаиками (которые наверняка порадуют глаз ностальгирующих по Союзу граждан), а в музее можно потрогать руль того самого фрегата «Паллада» и рассмотреть орочское жилище.

Но попасть в музей из-за коронавирусных ограничений нам так и не удалось, хотя в его парадной выставлено несколько экспонатов, рассказывающих о промышленном освоении Дальнего Востока, политических репрессиях, творчестве коренных народов.

Вместо интересного и познавательного досуга, современный турист в Совгавани вынужден смотреть на грязь, однотипный сквер сказочных героев со странными выражениями лиц и ямы на дорогах. Если в городе и есть что-то, то это ее потенциал. Но дождутся ли жители города реализации возможностей или окончательно сбегут, как за последние 13 лет это сделала примерно шестая часть его населения?

Фото и видео автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен