Как дальневосточная писательница покорила крупное издательство своими «ужастиками»
Поздно вечером, в «Простой неформальности», хабаровчанка Юлия Михалёва представляла две свои книги, изданные издательством АСТ — «Ивановка» (16+) и «Призрачная деревня» (16+).
Две девушки с обложек выжидающе глядели на собравшихся: одна выглядывала из-за берёзы, вторая смотрела в анфас. Впрочем, на них было направлено не меньше удивлённых взглядов. Особенно после замечания, что тираж этих книг составил 5000 экземпляров.
Для дальневосточного читателя и писателя слышать нечто подобное удивительно. Именно поэтому один из первых вопросов, заданных из зала, прозвучал таким образом: «Как так получилось, что крупнейшее издательство захотело с вами сотрудничать?». Но ответ оказался сдержанным и интерес публики, кажется, не удовлетворил:
— Я бы поделилась этим рецептом, если бы его знала. Но взаимодействие произошло исключительно случайно. «Ивановка» и «Призрачная деревня» размещались на портале Литнет. «Ивановку» я просто подала на конкурс и привлекла внимание редактора АСТ. Она со мной связалась, предложила издать её и «Призрачную деревню».
— А обложка? — спрашивает один из присутствующих, — Как она создавалась?
— Издательство предоставило мне двух разных художников. С одним из них мы работали довольно долго. Составляли разнообразные варианты, выбирали лучший, что-то корректировали. Признаюсь, совместная работа над обложкой заняла намного больше времени, чем нюансы, связанные с текстом.
— Вносились ли правки?
— На самом деле нет, серьёзные правки не вносились. Издательство предоставило редактора, но взаимодействие наше было коротким, так как вопросов не возникло. А так, конечно, корректор читает и какие-то определённые моменты всё-таки правит. Но бывает и такое, что на ошибки указывает читатель — когда что-то пишется, взгляд замыливается и слово оказывается пропущенным. И я их, конечно, исправляю.
— А кто занимался продвижением? — робко спросил, видимо, писатель, — Вы или издательство?
— Продвижение — это работа сложная, она требует особых навыков. Это то, в чём я не особенно сильна. Но издательство поддерживает всех своих авторов, распространяя по каналам информацию.
И вот, после соблюдения всех формальностей, наконец раздаётся главный вопрос: «А о чём ваши книги?»
— «Ивановка» — страшная зимняя история. Главный герой желает спрятаться в тиши от своих проблем, так как считает, что жизнь его претерпела полный крах. После того, как он селится в замечательной тихой деревне, с ним начинает твориться настоящая чертовщина. Ну, это если пользоваться формулировкой издательства. А «Призрачная деревня» — сборник из трёх повестей, тоже мистических. Истории происходят с обычными людьми, такими же как мы, в российских реалиях. Все они обычно контактируют с потусторонними существами. В каждой из повестей мистические сущности разные, в каждом случае герои решают с ними поиграть, чтобы их желание исполнилось. Рады ли они тому, чего достигли — можно узнать, познакомившись с этими историями.
— А почему именно мистика?
— На самом деле, я пишу не только мистику, но и детективы, а также нечто среднее между этими жанрами. Мистика захватывает меня с детства: русские сказки, славянский фольклор. И в целом, работать над ними проще всего, потому что они рождаются сами собой. Приходит какой-то образ интересный, яркий. Я начинаю о нём думать, и история рождается, остаётся её только записать.
— Вы какую-то дополнительную информацию про мистику изучаете в процессе написания?
— По большому счёту да, но это та материя, которая не требует знаний больших. Если речь не идёт о детективе, особенно в историческом антураже, где требуются изыскания достаточно серьёзные. В таком случае я консультируюсь, изучаю сама литературу. Но что касается мистики, то здесь можно положиться на волю фантазии.
— А писательство — ваше основное занятие? — задаёт вопрос любопытный слушатель.
— Не совсем, есть и другие сферы деятельности. Я юрист по образованию, правда, сейчас занимаюсь преимущественно телеграмм-каналами.
Такой ответ сразу вызвал резонанс — слушатели загудели. Градом посыпались самые разнообразные вопросы:
— Есть мнение, что писатель должен быть с профильным образованием: либо филолог, либо искусствовед. Это так или это вопрос вдохновения?
— Я считаю, что второе. Всё-таки художник и архитектор — несколько разные профессии и преследуют они разные цели.
— Будет ли отличаться по интересу рассказ, написанный нейросетью от рассказа, написанного человеком? Где больше души?
— Ответ, наверное, очевиден, — отвечает с улыбкой Юлия. — Нейросеть — это творение человека. И она никогда не сможет сравниться со своим творцом. Поэтому вдохнуть жизнь в рисунок или текст искусственный интеллект не сможет.
— Считается, что люди, которые пишут фантастику, обладают другим мышлением. У вас юридическое образование, как вы это совмещаете?
— Именно об этом задумываться не приходилось. Но происходит процесс написания достаточно легко, без какого-то насилия над собой. Появляется какой-то образ и остается его распутать или дать ему самому воплотиться. Поэтому работаю я с удовольствием, мне в процессе написания самой интересно, что получится. Надеюсь, читателям тоже.
— Как вы совмещаете работу и писательство? Как к вашему творчеству относится семья?
— Какое-то время я жертвую сном и всем остальным, меня полностью захватывает. Когда я плотно работаю над книгами, у меня всё остальное на второй план уходит. Но так как это происходит быстро, потому что когда я начинаю работать, то уже представляю всё в мельчайших деталях, то удаётся как-то совмещать. В среднем на текст уходит три месяца, но это с учётом ежедневной работы. Ну а семья относится положительно, как ещё она может относиться? И всё же, не буду говорить, что мои близкие были первыми, кто увидел мои тексты. Есть у меня читательница, она живёт в городе Курга. Мы с ней познакомились очень много лет назад на одной из литературных площадок, совершенно случайно. Подружились за эти годы и вот, она до сих пор моя муза — поддерживает, вдохновляет.
А потом перешли к более личным вопросам…
— С какого периода вы начали писать книги?
— В целом занимаюсь именно написанием книг уже около десяти лет, так как пишу с самого детства. Рассказы не считала, но их действительно очень много. Но книг, которые можно назвать полноценными — девять. Есть и новые задумки, но они пока на стадии черновиков.
— Ваши книги автобиографичны?
— Антураж полностью реалистичный, хотя он вымышленный. Реальных людей нет, даже собирательных образов. Прототипов никогда не бывает. Ничего автобиографичного тоже нет, учитывая то, что это мистика и хоррор. Тем не менее, у меня очень интересная была история с «Ивановкой». Однажды я, как раз-таки зимой, совершенно случайно заехала в один из поселков Хабаровского района и обнаружила там локации, которые очень соответствовали тому, что я описывала. Не в обиду жителям этого поселка, но называть его я не буду. Помню даже специально делала посты в сообществе авторском именно о сходстве. И это, конечно, не совсем дежавю, скорее воплощение в реальности вымышленного.
— «Пиши пьяным — редактируй трезвым»…как вы относитесь к этому высказыванию?
Все в зале неожиданно рассмеялись.
— Ну, я не одобряю вредные привычки. А вот в каком состоянии читать — тут каждый сам для себя решает.
— Уильям Фолкнер сказал: «Когда пишешь роман, то ты должен убивать своих любимых». Он имел в виду, что есть какие-то сюжетные линии, от которых приходится отказываться. Хотелось бы прояснить, легко ли вы отказываетесь от каких-либо сюжетных линий?
— Тут скорее наоборот. Если приходилось что-то изменить, то именно потому, что идея, которая пришла, казалась более удачной. То есть это с радостью происходило. Бывали даже написанные сцены, которые просто пошли в утиль, были признаны неудачными, браком. Решение об этом принимается исключительно по ощущениям. Это тяжело с точки зрения рационализма объяснить. Это просто чувствуется, что так и должно быть в этой истории с этими героями.
— Есть ли у вас кумир?
— Не сотвори себе кумира. Мне нравятся произведения разных писателей. Могу выделить Драйзера, но он скорее из области реализма. В своё время мне нравился Кинг — раннее его творчество, сейчас меньше, но это уже отдельная тема.
— Что вас вдохновляет?
— Меня вдохновляет жизнь, но, чтобы кто-то конкретно — такого нет. Очень часто интересные идеи приходят во время монотонного движения. Например, еду на машине, по дороге. Меня очень дорога вдохновляет. И какие-то сюжетные ходы сложные приходят именно в такие моменты.
— Как вы воспринимаете критику?
— Достаточно часто пишут отклики на литературных сайтах. Кому-то нравится, кому-то не очень, бывает всякое. Каждый продукт, каждый товар, в том числе и творческий, может нравиться и наоборот. Зависит от того, кто с ним познакомился. И это совершенно нормально.
На этом вопросы себя исчерпали — время пролетело незаметно. Часть побежала за автографами, причём с явным удовлетворением… другая решила сфотографироваться с любимым писателем. Но были и те, кто не знал о Юлии Михалёвой ничего — и им было суждено принять решение, читать ли её произведения или нет.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен