Без помощи никуда, или Кому помогает социальный работник
В пожилом возрасте порой нелегко справляться даже с самыми элементарными бытовыми делами. Хорошо если рядом есть родные и близкие люди. А когда жизненные обстоятельства складываются так, что даже за хлебом сходить некому? Тогда всегда можно обратиться за помощью к социальным работникам. Они и в магазин сходят и врача вызовут и документы помогут оформить если потребуется. профессиональный социальный работник
В Хабаровске и в Хабаровском районе оказанием помощи пенсионерам на дому занимается Комплексный центр социального обслуживания населения. В краевой столице он начал свою работу в январе 2010 года и сразу стал настоящим спасением для многих жителей краевого центра. Основными получателями его социальных услуг являются пенсионеры, оставшиеся один на один со своими проблемами. Также к этой категории приравниваются инвалиды разного возраста.
Отделения центра обслуживания на дому есть в каждом районе Хабаровска. Директор центра Светлана Рянина рассказала, кто может получить помощь соцработников, сколько это будет стоит, и кому такие услуги предоставляются бесплатно.
От уборки до зарядки
Светлана Николаевна, расскажите кто ваши клиенты?
– Мы обслуживаем граждан пожилого возраста, одиноко проживающих, не имеющих близких родственников и нуждающихся в постоянном уходе, участников войны, а также инвалидов, лиц утративших способность к самообслуживанию, еще многодетные семьи и семьи в социальноопасном положении.
Но в основном у нас на обслуживании одинокие пожилые люди, которые не могут рассчитывать на помощь родственников. Средний возраст наших клиентов 70 лет, но есть и долгожители, которым по 95-100 лет. В прошлом году отмечали 105 лет одной из подопечной. Есть у нас пенсионеры, которые с нами уже более 30 лет.
Еще одна категория, кто может рассчитывать на нашу помощь – это граждане старше 45 лет после травм и инсультов. Для таких горожан у нас работает отделение социальной реабилитации. Специалисты выезжают на дом и занимаются с пациентом лечебной физкультурой и другими восстановительными мероприятиями. А также работают с родственниками, объясняют как ухаживать за близким человеком.
Вы занимаетесь поиском тех, кто нуждается в помощи или люди сами к вам обращаются?
– В центре организована работа по выявлению граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. А также обязательно раз в год мы посещаем всех ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы выяснить нужна ли им наша помощь. А также информация о нас имеется во всех медицинских и госучреждениях.
Бывает, обращаются к нам врачи больниц, если к ним поступает пожилой и одинокий человек и после выписки за ним нужен уход. Мы выезжаем, смотрим что за ситуация, и если необходимо принимаем на обслуживание.
Порой горожане сами звонят и рассказывают о бабушке-соседке, которой тяжело одной. Недавно, например, к нам обратилась женщина и рассказала, что встретила на улице пожилую пенсионерку, которая с трудом ходит. Она помогла бабушке дойти до дома и обратилась к нам. На следующий день мы уже были у нее, предложили свои услуги, теперь она наша клиентка.
Взять на обслуживание могут только по согласию самого гражданина.
А бывает что люди отказываются от ваших услуг?
– Наши услуги носят добровольный характер, если человек не хочет помощи, даже если в ней нуждается, мы не можем взять его на обслуживание. Недавно, в ходе обследования пожилых граждан, познакомились с пенсионеркой и предложили ей свою помощь. Вскоре она прислала нам письмо, в котором рассказала, что не может согласиться на услуги по религиозным соображениям. По ее вере не положено принимать помощь от посторонних людей, только от своих детей. И для них это было бы большим позором. Разные ситуации бывают.
Светлана Николаевна, расскажите подробнее, какие услуги вы оказываете клиентам?
– У нас большой перечень, начиная с самых элементарных бытовых вещей: уборка в квартире, вынос мусора, помощь в приготовлении пищи, оплата коммунальных услуг, сопровождение в поликлинику и многое другое. Как правило, граждане чаще всего запрашивают доставку продуктов, выписку и доставку медикаментов, уборку помещения, оформление документов и вызов врача на дом, а также санитарно-гигиенические услуги, те, кому сложно самостоятельно передвигаться. А бывает и так - кто-то берет только доставку продуктов, а с остальным помогают соседи или родственники. А кому-то по состоянию здоровья нужен более широкий спектр помощи. У всех по-разному, поэтому на каждого клиента оформляется индивидуальная программа.
Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения – ул. Фрунзе, 67. Время работы: 09.00-18.00, обед 13.00-13.45. Телефоны: 75-87-28, 75-87-31, 75-87-30, 75-87-27 (приемная).
Помощь каждому по карману
Сколько стоят ваши услуги и кто может рассчитывать на оказание бесплатной помощи?
– Бесплатное соцобслуживание предоставляется тем, у кого среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также одиноко проживающим гражданам, даже если доход будет высокий.
Расскажите о ваших тарифах, всем ли пенсионерам они по карману?
– Тарифы устанавливаются региональными органами власти. В Хабаровском крае они утверждены постановлением правительства Хабаровского края. Они в открытом доступе на сайте министерства социальной защиты населения Хабаровского края.
В среднем стоимость набора социальных услуг для тех, кто обслуживается платно, составляет от 300 до 600 рублей в месяц. Социальный работник приходит восемь раз в месяц, дважды в неделю. Но, как я уже говорила, каждый случай индивидуальный.
Скажите, пожалуйста, кто определяет, какие услуги клиент будет получать?
– Человек сам выбирает, какие услуги по состоянию здоровья ему нужны и их количество. Единственное – заказать можно не более того, что заложено в утвержденных стандартах. Допустим, доставка продуктов по стандартам производится два раза в неделю, но клиент может решить, что ему достаточно одного раза. И так по всем услугам. Если кому-то требуется больше, чем предусмотрено стандартами, человек вправе заявить об этом. В этом случае услуги ему будут оказываться за дополнительную плату.
Индивидуальная программа действует в течение трех лет. Но клиент вправе менять количество услуг – добавлять или убирать. Он пишет заявление, и программа корректируется в соответствии с его пожеланиями.
А сколько у вас клиентов?
– Каждый месяц мы обслуживаем около 2 300-2 500 человек. Эта цифра постоянно меняется, потому что люди уезжают, приезжают, случается естественная убыль, от этого, увы никуда не деться. Нагрузка на каждого соцработника составляет 13 человек. Но даже если у нас будет больше клиентов, мы готовы помочь всем, никому не отказываем. Очереди на получение соцуслуг у нас нет.
Расскажите о ваших сотрудниках, кто они, долго ли выдерживают, ведь работа не простая?
– В штате у нас 356 человек, около 260 из них оказывают социальные услуги именно на дому. В основном это женщины, но есть и несколько мужчин. Средний возраст наших соцработников 45-55 лет. Большинство работает помногу лет, кто-то начинал еще в 90-е когда соцслужба только начинала развиваться. Есть у нас и такие сотрудницы, которые даже старше своих подопечных. профессиональный социальный работник
Текучки кадров у нас практически нет, случайные люди не задерживаются, месяц-два и уходят. Остаются только те, кто реально готов работать с пожилыми людьми. Это на первый взгляд кажется просто. Бывает, приходят люди с мыслью: «Я же ухаживала за своей бабушкой, значит, и тут смогу». Но это не так, здесь своя специфика. профессиональный социальный работник
Люди в возрасте все разные, у всех свои привычки, подчас непростой характер, у каждого определенные требования, свои порядки и правила. С такой работой справляются только те, кто готов дарить каждому подопечному частичку себя, умеет сочувствовать и сопереживать людям, при этом не терять позитива, а главное, в любых условиях оставаться человеком. Тогда и для них работа будет в радость, и клиенты останутся довольными. Ради этого и трудимся. профессиональный социальный работник
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен