Осенние киноужасы: как хеллоуин стал мейнстримом
Тыквы, ведьмы, два сюжета – «сладость или гадость», кровавые ужасы или семейные комедии: таков ныне привычный выбор киноманов по всему миру в конце октября. Принимайте вы Хэллоуин или нет в качестве праздника, однако ныне в кинотеатрах «Хэллоуин убивает» (18+) – это очередной ремейк одной из главных кинолент про канун Дня всех святых. Хотя так было далеко не всегда. кино хэллоуин
Хэллоуин в кино: истоки жанра
Удивительно, но факт: Хэллоуин прописался кровью в кинокалендаре всего-то лет сорок назад. Может, потому, что сам этот праздник какой-то мутный, неформатный? Вроде христианский, но корни его очевидным образом уходят в языческие кельтские традиции. Мол, в эту ночь всякие духи бродят среди наших поселений, так как граница между мирами мертвых и живых стирается. И чтоб обмануть бродягу-демона, надо скрыться под прикидом всякой нечисти. Короче, всячески издеваемся над тупой смертью и живем дальше!
Но долгое время это странный октябрьский карнавал был вещью вполне локальной, и американские киношники да и телевизионщики обращали на него внимание эпизодически. Так, одним из прекрасных ранних образцов жанра можно назвать «Хэллоуиновскую вечеринку Бетти Буп» (1932 г., 12+), где легендарную черно-белую красотку Бетти осаждала дома всякая нечисть. Однако у мультяшной звезды 30-х Бетти, многим, возможно знакомую лишь по камео в «Кто подставил кролика Роджера» (1988 г., 12+), было почти сотня других эпизодов. И судя по тому, что продолжения хэллоуновская тема не имела, особого запроса на эту сладость и гадость у зрителей просто не было. кино хэллоуин
Вполне себе нишевыми, узкожанровыми были и различные хэллоуиновские литературные страшилки. К примеру, американец Чарльз Аддамс придумал свою странную семейку еще в начале 40-х годов ХХ века, но даже крепнущий прямо на глазах жанр комикса тогда практически никто всерьез не признавал.
Впрочем, кругосуточный молох телевидения уже требовал все новых и новых жертв, и спустя 20 лет добрался и до «Семейки Аддамс» (12+). Черно-белый сериал 1964-66 годов дал комиксовой франшизе долгую счастливую жизнь. Хотя, строго говоря, примет собственно Хэллоуина в этом ныне культовом творении вы не найдете, однако большинство симпатично-ужасных монстров, да и сам дух праздника – уже в наличии.
«Беда» с Брэдбери
Примерно тогда же в литературе начинает расцветать талант легендарного американского писателя Рэя Брэдбери. На раннем этапе творчества тот отдал солидную дань поэтично-готичному жанру ужасов. Показательны названия одного из первых сборников рассказов мастера – «Темный карнавал» (1948 год, 16+) или «Октябрьская страна» (1955 г., 16+). Так что ныне составители любых топ-сборников про Хэллоуин так или иначе не смогут обойтись без пяти-десяти произведений этого мастера.
Действие одной из лучших книг Брэдбери «Что-то страшное грядёт»/«Надвигается беда» (1962) напрямую завязано на хэллоуиновскую тематику борьбы Добра и Зла. А посему сразу привлекло внимание многих кинематографистов. О попытках снять эту «бедовую» ленту можно, пожалуй, снять трагикомедию. Быстро отодвинувший в сторону прочих претендентов на экранизацию режиссер Сэм Пэкинпа в итоге стал похож на «собаку на сене». Судя по байкам самого Брэдбери, взаимоотношения с великим режиссером временами напоминали стевенсовскую историю доктора Джекилла и мистера Хайда. Уйдя в очередной запой, автор «Дикой банды» и «Соломенных псов» с удовольствием обсуждал с Рэем сценарий будущей мрачной постановки, а, едва протрезвев, Пэкинпа тут же полностью терял интерес к проекту и старательно избегал автора «Надвигавшейся беды».
В итоге лишь в начале 80-х годов за проект взялась студия Диснея. Однако отношения с приятелем-режиссером Джеком Клейтоном у Брэдбери по ходу работы тоже испортились. Продюсеры даже вынуждены были привлечь писателя к частичной пересъемке многострадальной картины. В итоге мрачная философская история октябрьской схватки подростков во главе с городским библиотекарем, хозяином смертельных аттракционов, мистером Дарком, и его нечистой свиты обернулась ностальгической семейной трагикомедией. Вышедшая на экраны в 1983-м картина «Надвигается беда» (12+) понравилась писателю, стала одним из триумфаторов фантастической премии «Сатурн», получив семь номинаций и взяв два приза. Однако на развитие жанра особого влияния, пожалуй, не оказала. Беда прошла стороной...
А кино к тому моменту уже было захвачено и помечено карпентеровским «Хэллоуином». Костюмированный праздник к концу 70-х годов уже стал в Штатах едва ли не самым важным развлекательным, и, соответственно, прибыльным мероприятием года - наравне с Пасхой и Рождеством. Однако в кинематографе ему чего-то не хватало, чтобы стать таким же ярким брэндом, ежегодно приносящим в кассу денежный поток. Кто бы тогда мог подумать, что решение придет из мусорного, трэшевого жанра дешевых ужастиков?
Как так получилось, читайте в следующих материалах.
Фото: wikimedia.ru, скриншот трейлера, pixabay.com, kinopoisk.ru
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен