Технологии, применяемые при съёмках современных фильмов и сериалов, позволяют показать на экранах абсолютно всё: от средневекового мира с магией и драконами до далёкого будущего с путешествиями в открытом космосе. Но ведь кинематограф держится не только на спецэффектах. «Дивный новый мир» и другие антиутопии в подборке «ХабИнфо».

«Дивный новый мир» и ещё два сериала-антиутопии

Не каждому придётся по душе дорогостоящая пустышка, пытающаяся заманить зрителя лишь дорогим визуальным рядом, будучи совершенно бессмысленной по содержанию. Ведь истории о далёком (а иногда и не очень) будущем, которыми нас баловали писатели-фантасты, не исчерпывались лишь космическими кораблями, бороздящими бескрайние просторы Вселенной.

Среди авторов фантастических произведений были и те, кто задумывался о том, а верной ли дорогой идёт человечество? Так появлялись пессимистические произведения, рисующие мрачные картины будущего человеческого общества, живущего в безрадостном мире тоталитарного государства – антиутопии.

До сих пор в читающих кругах популярны такие произведения как «Мы» Замятина, «1984» Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и другие. Некоторые из них успели обзавестись киноадаптациями: уже упомянутый роман Брэдбери экранизировался дважды, причём, последняя вариация (к сожалению, менее удачная) вышла в 2018 году!

Да, современный кинематограф не забывает жанр. А то, что выходит не очень удачным в полнометражном формате (как тот же новый «451 градус по Фаренгейту»), сейчас может оказаться намного успешнее в формате многосерийной драмы.

Современные сериалы достаточно часто обращаются к антиутопии. И правда, именно в формате продолжительной многосерийной истории удаётся наиболее полно показать весь мир пугающего будущего во всём его безобразии. А в последние годы этот жанр в мире сериалов приобретает всё большую популярность. Причём, сериальные антиутопии снимаются и как адаптация ранее существующего произведения (книги, фильма или комикса), и как самостоятельные работы.

Мы уже упоминали в своих обзорах такие сериалы этого жанра, как «Мир Дикого Запада», в основу которого лёг одноимённый фильм, и «Сквозь снег», основанный на комиксе и адаптировавшем его на большие экраны фильме. На этот раз речь пойдёт исключительно об экранизации книжных антиутопий.

А начнём мы с премьеры этого года – сериала «Дивный новый мир».

«Дивный новый мир» («Brave New World») (18+). 15 июля этого года на стриминговом сервисе Peacock вышел первый сезон нового антиутопического сериала «Дивный новый мир», состоящий из девяти серий. В его основу лёг сатирический роман-антиутопия «О, дивный новый мир» английского писателя-гуманиста Олдоса Хаксли, опубликованный ещё в 1932 году.

дивный новый мир

Книга описывала торжество общества потребления, которое представлял Лондон 2541 года. Единое «прогрессирующее» государство на всей Земле, возведённое в культ потребление, выращивание людей в инкубаториях, деление общества на касты ещё на стадии развития эмбриона и наркотик сома, с помощью которого решаются все психологические проблемы – вот главные черты будущего миропорядка по Хаксли.

Кстати, в 1958 году Хаксли опубликовал уже не художественную книгу «Возвращение в дивный новый мир», в которой проанализировал, насколько человечество приблизилось к его антиутопии, и пришёл к пессимистичному выводу, что темпы движения в этом направлении намного быстрее, чем он предполагал.

Роман Хаксли дважды экранизировали, но оба раза безуспешно. Это были не очень дорогие фильмы для телевидения, так что многие даже не знали об их существовании. Первый снял в 1980 году Берт Бринкерхофф, но трёхчасовая лента не имела широкого успеха, хотя оказался намного ближе к книге, чем попытка номер два. Новую экранизацию в 1998 году снял Лесли Либман, попытавшийся вместить роман в полуторачасовой хронометраж.

Фильм не спасло даже участие Леонарда Нимоя – он также известен только в узких кругах в качестве ещё менее удачной экранизации. И вот, современные деятели малых экранов, увидев популярность многосерийных антиутопий у зрителей, решили добраться и до Хаксли: в 2015 году канал Syfy объявил о работе над сериалом, увидевшим свет в этом году.

Вслед за книгой, сериал показывает далёкое будущее XXVI века с возведённым в культ потреблением и наркотиком-успокоителем. В этот гедонистический мир попадает дикарь из Диких Земель, которые настолько отсталые, что детей там до сих пор делают дедовским способом. Конфликт неизбежен.

Шоураннером проекта выступил Дэвид Винер, а его исполнительными продюсерами и сценаристами стали культовая фигура в мире комиксов Грант Моррисон, уже успевший попробовать себя в качестве шоураннера в сериале «Хэппи» по собственным графическим новеллам, и Эллен Карас, работавшая режиссёром «Академия «Амбрелла»». Два первых эпизода снял Оуэн Харрис, который уже имеет опыт работы над многосерийными антиутопиями, – на его счету несколько серий знаменитого «Чёрного зеркала». Главные роли исполнили Олден Эренрайк, Джессика Браун Финдлей и Гарри Ллойд, а в одной из второстепенных ролей в сериале снялась Дэми Мур.

К сожалению, сериал слишком далеко ушёл от первоисточника, причём, не только в сюжете – слишком сложными для экранного воплощения оказались мысли Хаксли, а создатели проекта не отказались от сериальных шаблонов, совершенно чуждых духу оригинального произведения. Любовный треугольник и детективная линия в футуристических декорациях явно не дотягивают до глубины книги. Однако актуальность произведения (создатели прямо намекают, что будущее Хаксли уже наступило) делает этот сериал как минимум заслуживающим внимания. Жаль лишь, что вместе с ним мир получил всего лишь ещё одну не очень удачную экранизацию романа Олдоса Хаксли.

https://www.youtube.com/watch?v=-jSYhhyL-uw

«Рассказ служанки» («The Handmaid's Tale») (18+). В марте этого года должен был стартовать уже четвёртый сезон американского антиутопического сериала «Рассказ служанки», работа над которым была остановлена из-за пандемии COVID-19. В основу сериала лёг одноимённый роман канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованный в 1985 году.

Местом действия стала Новая Англия (регион на северо-востоке США) недалёкого будущего. Здесь к власти пришли религиозные радикалы и было построено жестокое классовое общество – Республика Гилеад. Задачей касты «служанок», к которым принадлежит главная героиня, должны вынашивать детей для командоров республики вместо их бесплодных жён.

Исследовавший тему угнетения роман-антиутопия был удостоен Премии генерал-губернатора в 1985 году и Премии Артура Кларка в 1987 году. А вскоре последовала и первая экранизация: уже в 1989 году вышел одноимённый полнометражный фильм режиссёра Фолькера Шлёндорфа, над сценарием которого работал лауреат Нобелевской премии Гарольд Пинтер. Главные роли исполнили Наташа Ричардсон, Фэй Данауэй, Роберт Дюваль и Эйдан Куинн.

Лента даже поучаствовала в программе Берлинского кинофестиваля, хотя Золотого медведя она не удостоилась и в целом была принята достаточно сдержанно: ограниченный хронометраж неизбежно вёл к несколько вольному обращению с первоисточником. Тем не менее, в целом, первая экранизация вышла вполне достойной. А в 2016 году сервис Hulu заказал сериал по книге Этвуд. И 26 апреля 2017 года состоялась премьера первого сезона «Рассказа служанки».

Действия сериала разворачиваются в Республике Гилеад, представляющей собой теократическое государство. В результате загрязнения окружающей среды к деторождению способна лишь одна женщина из ста, поэтому таких женщин из простого народа направляют в специальные лагеря, где из них готовят «служанок». Их задачей становится вынашивание и рождение детей для высокопоставленных офицеров и чиновников, жёны которых бесплодны. Главная героиня Джун Осборн – одна из таких служанок.

Над созданием сериала работала сама Маргарет Этвуд, выступившая в качестве консультирующего продюсера и даже удостоившаяся небольшого камео. Шоураннером проекта выступил Брюс Миллер, а главную роль исполнила Элизабет Мосс.

Первый сезон «Рассказа служанки» удостоился не только похвалы критиков, но и получил несколько премий Эмми, в том числе за Лучший драматический сериал. Однако уже на втором сезоне стало заметно, что идеи книги исчерпаны, а «расширение» авторами границ мира книги вышло не очень убедительным. В итоге каждый новый сезон производит впечатление искусственного растягивания истории, поэтому сложно разделить оптимистичные взгляды создателей на будущее сериала. Но первый сезон вполне достоин зрительского внимания как прекрасная экранизация книги.

https://www.youtube.com/watch?v=XcgaLpwRA7g

«Видоизменённый углерод» («Altered Carbon») (16+). В феврале этого года вышел второй сезон американского научно-фантастического сериала «Видоизменённый углерод», действие которого разворачивается в антиутопическом мире далёкого будущего. В его основу также легла книга – одноимённый роман британского писателя Ричарда Моргана, вышедший в 2002 году. История о мире, где человеческие личности могут быть оцифрованы и загружены в новые тела, моментально стала бестселлером и принесла автору престижную премию Филипа К. Дика.

Уже на следующий год Морган написал продолжение – роман «Сломанные ангелы», а в 2005 году завершил серию книгой «Пробуждение фурии». Кстати, уже сразу после выхода роман «Видоизменённый углерод» привлёк внимание киноделов: продюсер Лаэта Калогридис начала переговоры об экранизации романа, планируя снять полнометражный фильм. Тогда дело не сдвинулось с мёртвой точки – роман считали слишком сложным, да и рейтинг R не внушал оптимизма, так как сокращал число потенциальных зрителей, а значит и возможную прибыль. Но в наше время, когда потоковым сервисам можно всё (или почти всё), роман нашёл свою платформу в лице готового к самым смелым экспериментам Netflix. В феврале 2018 года вышел первый сезон из десяти серий, а в этом году подоспел второй сезон, но уже в восемь серий.

И вновь будущее, но на этот раз XXVII век. Технологии достигли такого уровня развития, что сознание человека научились записывать на специальные носители – «стэки», которые можно загружать в другие тела. Появился класс богатых долгожителей «мафов». Один из них – Лоренс Бэнкрофт – нанимает бывшего повстанца Такеши Ковача, чтобы расследовать смерть одного из своих тел. Официальная версия «самоубийство» его не устраивает: ведь его собственные воспоминания об этом уничтожены выстрелом в запоминающее устройство.

Шоураннером проекта выступила уже упомянутая Лаэта Калогридис, а режиссёром пилота выступил Мигель Сапочник. В первом сезоне роль Ковача исполнил Юэль Киннаман, а во втором сезоне его сменил Энтони Маки.

В этом сериале антиутопия – всего лишь фон. Да, перед нами очередное пугающее тотальным контролем государство будущего, но это далеко не главный ингредиент этого коктейля. Киберпанк, нуар (название серий первого сезона отсылает к классическим фильмам этого жанра), изобретательный и зрелищный экшен (в сериале даже принял участие один из кинобойцов 90-х – Дэниэл Бернхардт, снявшийся в сиквелах «Кровавого спорта») занимают здесь намного больше времени, чем рассуждения на тему «куда катится человечество». Любителям «классических» антиутопий этот сериал лучше пропустить.

https://www.youtube.com/watch?v=q-QSbzuViOI

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен