Американцы очень ревниво относятся к вестерну, который считают исключительно своим жанром. Поэтому, если кинематограф какой-либо другой страны на волне огромной любви к ковбоям и индейцам тоже решает снимать истории про Дикий Запад, тут же на него наклеивается уничижительный ярлык. Причём чаще всего маркировка эта связана с гастрономическими пристрастиями данной страны. подлинная история банды келли

Вот и появились спагетти-вестерн (Италия), шницель-вестерн (Германия), карри-вестерн (Индия), кебаб-вестерн (Турция), кимчи-вестерн (Корея) и борщ-вестерн (Россия). А для австралийских вестернов кулинарного названия не нашлось. Может, из-за того, что нет такого блюда, которое бы плотно ассоциировалось с Австралией. А может и из-за некоторой доли уважения.

Да, первые вестерны начали снимать в США, но первый полнометражный «вестерн», который одновременно был и первым полнометражным фильмом в истории кино, сняли в Австралии. Это была лента «История банды Келли», увидевшая свет в 1906 году. И в ней австралийские кинематографисты рассказывали не выдуманную историю, произошедшую где-то там на Диком Западе, а сюжет из своего прошлого. Вестерн, кстати, из США достаточно быстро проник на Старый Свет, и уже в эпоху немого кино в Европе снимали весьма посредственные немые короткометражные фильмы про ковбоев и индейцев, значительно уступавшие в качестве первоисточнику. А австралийцы сняли вполне самобытное кино про собственных бандитов, ничем не уступавшим стрелкам с Дикого Запада, и известных под названием бушрейнджеры. Вначале так называли беглых преступников в эпоху колонизации Австралии Англией, которые успешно скрывались от властей в буше – обширных пространствах страны, поросших кустарником и низкорослыми деревьями.

Позже так стали называть всех австралийских преступников, скрывавшихся в буше и живших грабежом. И хотя многие из них закончили жизнь на виселице, как и бандиты Дикого Запада они стали легендами местного фольклора, который превратил их чуть ли ни в «робингудов». Ну а из легенд и песен эти персонажи перекочевали в австралийский кинематограф. В книге, посвящённой австралийскому кинематографу, такие ленты назвали как и самих преступников: бушрейнджерские фильмы. Многие из них посвятили самому известному бушрейнджеру – Неду Келли. Ему же посвящен и новый фильм «Подлинная история банды Келли», который выходит в отечественный прокат на этой неделе.

подлинная история банды келли«Подлинная история банды Келли» («True History of the Kelly Gang») (18+). 27 февраля в российских кинотеатрах выходит «Подлинная история банды Келли». Это очередная вариация на тему жизни самого известного австралийского бушрейнджера, которому посвятили уже немало фильмов, начиная с уже упомянутой выше первой полнометражной австралийской ленты.

Фильм попытается по-новому взглянуть на историю Неда Келли, уделив много внимания его детству, добавив в историю одержимую мать и безжалостного «учителя»-бушрейнжера, а трейлер даже обещает некий налёт мистики. Но при этом наиболее узнаваемые моменты его истории остаются – переодевание в женские платья и железные доспехи.

Картину снял австралийский режиссёр Джастин Курзель, успевший отметиться в кино прекрасной экранизацией шекспировского «Макбета» и посредственным киновоплощением компьютерной игры «Assassin's Creed». Роль Нэда Келли исполнил Джордж Маккэй, которого недавно можно было увидеть в фильме «1917» (2020), а роль его «наставника» – бушрейнджера Гарри Пауэра, в сообщничестве с которым подозревали реального Неда, исполнил Рассел Кроу. Он уже успел отметиться в жанре (правда, не австралийском), снявшись на заре своей актёрской карьеры в вестерне «Быстрый и мёртвый» (1995), а после появившись в ремейке классического «Поезда на Юму» в 2007. Также в актёрском составе присутствуют Николас Холт, Чарли Ханнэм и прославившийся ролью Рагнара в сериале «Викинги» Трэвис Фиммел.

Трейлер фильма обещает динамичное и в некоторой степени фантасмагорическое зрелище. Фирменная австралийская жестокость бушрейнджеров тоже на месте. А безрадостные пейзажи буша только добавят нужных красок в и без того мрачноватую палитру. Смотреть строго поклонникам жанра, хотя любители «классического» вестерна могут быть разочарованы.

https://www.youtube.com/watch?v=9QynuE6kNF8

подлинная история банды келли«Сладостный край» («Sweet Country») (18+). Австралийский вестерн «Сладостный край», мировая премьера которого состоялась 6 сентября 2017 года, никогда не выходил в отечественный прокат, хотя любителей фестивальных фильмов он мог бы заинтересовать. Лента побывала на Венецианском фестивале, где удостоилась Специального приза жюри и положительных рецензий критиков. Чем же заинтересовала взыскательную публику картина из далёкого края?

Картина рисует не очень далёкое и совершенно безрадостное прошлое Австралии. 1920 год, полностью бесправное коренное население страны находится под властью белых колонистов. Защищаясь от пьяного и разъярённого белого расиста-землевладельца (да ещё и с посттравматическим синдромом) абориген Сэм убивает его, после чего вынужден скрываться со своей женой от служителей закона. Последних справедливость интересует меньше всего: для них о вине Сэма говорит цвет его кожи.

Ленту снял режиссёр Уорвик Торнтон, уже обращавшийся к проблемам аборигенного населения в своей предыдущей работе – «Самсон и Далила» (2009). Из известных актёров в ленте отметились Сэм Нил и Брайан Браун, исполнивший главную роль в дилогии «Иллюзия убийства».

Особой динамики от фильма ждать не стоит: это скорее медитативное зрелище, которое скорее придётся по вкусу поклонникам фестивальных фильмов. Однако, ценители вдумчивого вестерна фильм должен понравится: в нём есть и радующие глаз стилистические находки (так, мундир законника очень похож на форму северян), да и кинематографические отсылки присутствуют (есть сцена, где герои фильма смотрят фильм «История банды Келли» (1906), от которой сохранилось около 10 минут). Ну а критиков привлекло, разумеется, авторское высказывание режиссёра на тему рабства, которое вышло не столь ярким, как «Джанго освобождённый» (2012), но не менее серьёзным и острым.

https://www.youtube.com/watch?v=3BCfGDn4Qi8

«Банда Келли» («Ned Kelly») (18+). Фильм «Банда Келли» вышел в 2004 году, на волне новой, пусть и не столь большой, популярности жанра. Австралийцы не смогли проигнорировать возможность и, взяв за основу роман Роберта Дрюи, выпустили новую вариацию истории знаменитого бушрейнжера, зазвав в картину набирающих в то время популярность актёров.

Картина рассказывает очень романтизированную версию жизни Неда Келли, делая его жертвой несправедливости колониальных властей и потерявших голову от власти полицейских. Известного бандита в фильме превратили в настоящего Робин Гуда, хотя основные вехи его истории не претерпели сильных изменений. Знаменитые доспехи тоже никуда не делись.

Режиссёром картины выступил Грегор Джордан, снявший до этого «Солдаты Буффало» (2001) – крепкую сатиру на американскую армию с хорошим актёрским составом. «Банду Келли», кстати, тоже выгодно отличает подбор актёров. Роль Неда Келли исполнил Хит Леджер, снимавшийся уже у Грегора Джордана в фильме «Пальцы веером» (1999). Кроме него, в фильме снялись Орландо Блум, Джеффри Раш, Наоми Уоттс и Джоэл Эдгертон.

Менее всего от этой ленты стоит ждать достоверности: в ней нет подлинной истории Неда Келли. Он вовсе не был жертвой обстоятельств. Да, он получил крупный срок за преступление, которого не совершал, но уже к этому времени заслужил репутацию «малолетнего бушрейнджера». Хотя память он о себе оставил неоднозначную: некоторые видели в нём настоящего героя и народного защитника (во время ограбления банков Келли сжигал закладные горожан), другие – безжалостного убийцу. Фильм не раскроет этих противоречий, но расскажет красивую, хоть и немного затянутую историю.

https://www.youtube.com/watch?v=Az9oFY9QjuA

«Бешенный пёс Морган» («Mad Dog Morgan») (18+). Фильм «Бешенный пёс Морган», вышедший в 1976 году, в своё время показал столь же противоречивые результаты, как и отношение к самим бушрейнджерам. Он провалился в австралийском и американском прокате, чтобы потом хорошо выступить во всём мире. Он шокировал и напугал австралийских чиновников, а затем собрал положительные отзывы критиков. Многие даже не слышали о нём, но это не помешало включить сюжет о нём в документальную ленту «Не совсем Голливуд: Потрясающая, нераскрытая история австралийского эксплуатационного кино», где дифирамбы австралийскому кинематографу поёт сам Квентин Тарантино.

Картина расскажет о другом австралийском бушрейнджере – Дэне Моргане, промышлявшем в австралийской провинции Виктория в XIX веке. В основу сюжета была положена книга «Морган» Маргарет Карнеги, у которой ушло 20 лет на изучение истории этого бушрейнджера. Столь же ответственно подошли и к съёмкам фильма, выбирая натуру преимущественно в тех местах, где действовал реальный Морган.

Фильм снял австралийский режиссёр Филипп Мора, для которого это было начало карьеры. И хотя картина поначалу негативно сказалась на его репутации и масштабных проектов ему не поручали, позже он всё-таки отметился несколькими крепкими работами, среди которых – «Контакт» (1989) с Кристофером Уокеном в главной роли. Роль Дэна Моргана исполнил американский актёр Дэннис Хоппер, ставший единственным иностранцем в ленте – все остальные роли исполнили австралийские актёры.

Лента вышла достаточно динамичная для своего времени, хотя сейчас она многим может показаться скучноватой. Как и остальные австралийские вестерны, это фильм на любителя. Однако, по мнению немногих ценителей он включает в себя все те черты, которые сделали неповторимым австралийский кинематограф того периода.

https://www.youtube.com/watch?v=QwtWMI_aslo

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен