Кто же, кто же посягнет на новогодний блокбастерный трон «Чебурашки» (6+), собравшего в уходящем году недетский урожай из семи миллиардов рублей сборов? А ведь помимо определенных чиновниками и прокатчиками двух фаворитов, есть еще подпольный мир «трофейного» кино, отдельные образцы которого порадуют российских зрителей на зимних каникулах?

Кто нынче в фаворе: от «Интердевочки» до «Чебурашки»

Конец года — время подводить итоги. Вот, скажем, согласно данным ВЦИОМ, которые ныне напропалую цитируют СМИ, из 1600 опрошенных россиян 11% назвали лучшим фильмом «Чебурашку». Еще бы, лучезарное экапистское творение Дмитрия Дьяченко, не имевшее в прокате реальных конкурентов, посмотрели, согласно данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в итоге аж 23,6 млн зрителей. Сравните, второй лучший фильм года, о котором смогли вспомнить опрошенные (9%, остальные названные фильмы набрали по проценту и меньше) — пафосный космический блокбастер Клима Шипенко «Вызов» (12+) собрал 2,16 млрд руб., его посмотрели 6,8 млн человек (99% из них — в российском прокате).

Впрочем, нынешние рекордные цифры постсоветской России все равно страшно далеки от былых достижений. Скажем, последний советский хит проката — «Интердевочка» (1989 г., 18+) Петра Тодоровского посмотрели 44 миллиона зрителей, и та памятная лента была лишь в седьмом десятке блокбастеров, вдалеке от непререкаемого лидера «Пиратов ХХ века» (1980 г., 18+), боевика, который посмотрело 87,6 млн советских граждан. К слову, интересно, что Елена Яковлева, 35 лет назад с успехом сыгравшая валютную проститутку, ныне буквально нарасхват и в том же «Чебурашке» доросла до нового прочтения роли незабвенной старухи Шапокляк.

Так что советская ностальгия сейчас в цене, однако индустрию ныне заметно лихорадит. Яркое свидетельство и объявленные на днях номинанты очередной михалковской премии «Золотой Орёл». Правда, среди претендентов на награды там совсем не оказалось «белорусской ушастой овчарки» (шутка, понятная лишь зрителям «Чебурашки»), зато профессионалы отдали дань кассовым успехам «Вызова» и сказки Александра Войтинского «По щучьему веленью» (6+), которую за два месяца проката к концу года посмотрели 8,7 млн зрителей (сборы уже 2,5 млрд руб.).

Ну а в большинстве номинаций кинопремии присутствуют три отечественных драмы. Это наш ответ «Списку Шиндлера» (18+) партизанско-еврейский «Праведник» (18+) Сергей Урсуляка (2,2 млн зрителей, кассовые сборы - 642 млн руб.). Также там посвященная кровавым событиям 30-летней давности лента Александра Велединского «1993» (16+, 78,8 тыс. зрителей, сборы - 23,5 млн руб.). И наконец наш фаворит - морская драма поколений Бориса Хлебникова «Снегирь» (16+), которую посмотрели 185,9 тыс. зрителей, оставивших в кассе 56,2 млн рублей.

Новые кающиеся «холопы»

Как видим, серьезное кино нынче не в фаворе, зрители сегодня, зажмурившись, сбегают от ужасов окружающего мира в красивую картинку с веселой музыкой и милыми персонажами. Что ж, «вы просите песен — их есть у меня!». Главная надежда прокатчиков ныне на длинные новогодние каникулы — после пропажи заграничных конкурентов на киноэкранах все сливки отечественного кинопрома приберегаются на эти 10 дней, которые в итоге дают порой до четверти годового дохода кинотеатров, выживших и выживающих в пандемийно-санкционной рубке...

Итак, на сей раз за кассовую корону «Чебурашки» будут биться два претендента. Во-первых, это сиквел предыдущего российского кассового чемпиона, созданного уже знакомым всем нам Климом Шипенко. Его «Холоп» (18+), стартовавший в начале 2019-го собрал в итоге 3 млрд руб., едва не догнав недосягаемого прежде кэмероновского «Аватара» (2009 г., 12+), у которого в российской кассе было 3,5 млрд руб.

Но это были времена «дочебурашечьи», сытные, а каково будет «Холопу-2» (12+) сейчас? Ведь хотя гламурное перевоспитание зазнавшейся «золотой молодежи» и всяческих нуворишей (типа Шапокляк) ныне в моде и социально одобряемо властями, однако ныне перевоспитывать в рамках крепостной модели придется уже некую Катю, да, наглую, беспринципную мажорку, однако все ж девушку. Видимо, далеко не случайно комедию не стали называть, скажем, «Холопка»? И Аглае Тарасовой, компанию которой составят все те же Бикович, Охлобыстин и прочая примелькавшаяся актерская братия, придется нелегко: сначала надо вызвать у зрителя, хорошо знакомого с такими персонажами по реальной жизни, полное омерзение, а затем мы же должны поверить, что романтические и патриотические чувства, взятые вкупе, так изменят Катю, что публика умилится до слез?

Впрочем, невольным промоушеном для очередного шипенковского блокбастера послужил грянувший на днях скандал с ивлиевской «голой вечеринкой» (Лефортовский райсуд Москвы уже признал это мероприятие пропагандой ЛГБТ (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ), решение суда на 26.12.23 г. обжаловано — Прим. Ред.). Правда, создается впечатление, что шум и гнев вокруг разгоняется, в основном, все такой же лицемерной околовластной публикой. И последовавшее добровольно-принудительное покаяние части «звезд», участвовавших в своебразном ню-параде, вызывает, конечно, и жалость, и легкое чувство брезгливости. Вот уж поистине не поймешь, кто кого «зеркалит» — реальный мир или мир кино?

Ничего на свете лучше нету?

Но именно поэтому наш прогноз таков: новым холопам «Чебурашку» не побить, а вот у новых «Бременских музыкантов» (6+) от режиссера с подходящей фамилией — Алексей Нужный — такой шанс есть. Во-первых, здесь аудитория — семейная, самых маленьких, конечно, безропотно поведут на музыкальную сказку. Во-вторых, опять же советская ностальгия по заветным советским же мультикам. Правда, в 2000 году зафиксировано сразу две попытки (одна — анимационная, вторая — киношная) поэксплуатировать успех дилогии конца 60-х — начала 70-х годов, однако они совсем не удались. Хотя режиссерская версия актера Александра Абдулова была суперзвездной: Янковские, Пуговкин, Вертинская, Збруев, Ярмольник, Фарада и т.д., даже начальника охраны играл отставной ельцинский охранник, генерал Коржаков!

Однако ведь те попытки были, можно сказать, дилетантские, доморощенные, ныне же, в-третьих, на раскрутку и подачу мюзикла задействованы поистине все уже отработанные технологии и казенно-медийные творческие силы. Опять же актеры свежие, молодые: в роли Трубадура — Тихон Жизневский, имеющий опыт работы в государевых блокбастерах («Огонь», 18+ и «Союз спасения» (18+)) и ставший лицом франшизы «Майор Гром» (18+), а за Принцессу тут Валентина Ляпина, известная, в основном, по сериалам (самый известный «Мир! Дружба! Жвачка!» (18+)). На подхвате тоже «звезд» хватает — тут и лучшие в стране, согласно все тому же опросу ВЦИОМ, актеры года Константин Хабенский и Юлия Пересильд, а также Мария Аронова, Дмитрий Дюжев, Сергей Бурунов, Ирина Горбачёва.

Правда, любопытно, как по нынешним временам в кинозалах будет звучать знаменитое: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы-ы-ы»? Впрочем, судя по всему, эта проблема решена просто: все действие перенесено в заграничный Бремен, так что там глупые короли, придворные интриги, сыщики-преследователи и разгул преступности во главе с Атаманшей — вполне допустимы.

В-четвертых, судя по первым отзывам, вполне удалась четверка зверей-музыкантов: Пес, Кошка, Осел и Петух благодаря усилиям гримеров и современной аниматроники по крайней мере не пугают своим обликом, как недавняя версия уэбберовских «Кошек» (16+). Юмора, правда, маловато, зато все любимые «бременские» песни — в наличии.

Пуп Земли, Лебединое озеро и наггетсы

А уже с 28 декабря в российских кинотеатрах можно увидеть очередной полнометражный мультфильм отечественной «богатырской» франшизы — «Три богатыря и Пуп Земли» (6+).

В новом мультфильме неугомонным богатырям, коню Юлию и князю Владимиру в руки попадает маленький динозавр. То ли пытаясь вернуть рептилию матери, то ли просто в поисках очередных приключений на свои богатырские… головы, неразлучные друзья вместе с князем, конём и Горынычем отправляются через волшебный портал в доисторическое прошлое.

Очередные «богатырские» приключения высасывали из пальца сценаристы Александр Боярский и Александра Шоха. Первый работает над франшизой с незапамятных времён, вторая присоединилась лишь с прошлой ленты. Режиссёром вновь выступил Константин Феоктистов, который кроме постоянного участия во франшизе, недавно отметился в «реанимации» еще одной советски-ностальгической «Умки» (0+).

Вердикта не будет. Юный зритель скажет своё веское «Хочу!» и родитель понесёт в кассу и за него, и за себя: поход в кино — дело семейное. Но, честно говоря, ожидает нас всех «франкенштейн» — не придумав ничего принципиально нового, создатели просто скрестили богатырей с «Затерянным миром» (12+) Конан Дойла. Затерянная страна, древние люди и динозавры с лёгкой руки писателя уже давно обосновались на экранах.

Конкурентом для этой анимации прокатчики видят любимый публикой жанр фильма про говорящих зверюшек — российскую «Великолепную пятерку» (6+). Режиссер Василий Ровенский уже показывал в прошлом году похожее просветительский мульт-аттракцион под названием «Коты Эрмитажа» (6+). На сей раз пес Самсон, собачка Марго сотоварищи должны найти пропавшую диадему для балерины Анастасии и тем самым спасти «Лебединое озеро» (12+) — самый, как известно, брендовый балет страны. Что ж, если вы так и не дождались этого зрелища по всем телеканалам, то можно и в кино глянуть...

Хотя мы бы, конечно, предпочли всем богатырям и собачкам их заграничного... пластилинового (!) конкурента. Да, да, созданная полвека назад, легендарная студия Aardman Animations, создатели обаятельного пса Громмита и безумного ученого Уоллеса, все еще действуют и даже сняли продолжение своего хита 2000 года! Конечно, нефтликсовский сиквел «Побег из курятника: Рассвет наггетсов» особо никто не ждал, но пиратским образом его демонстрируют и в Хабаровске. И здесь поклонники вновь увидят вроде бы забавное детское кино, за которым скрывается очередная страшная антиутопия. На сей раз выжившие персонажи живут припеваюче на острове, свободном от людей, однако вскоре на материке по соседству начинает свою работу некая «Веселая ферма» с уже знакомой нам мисс Твигги...

Скрин трейлера «Побег из курятника: Рассвет наггетсов» (6+)

Заграничное подполье: смотрели и смотреть будем?

К слову, о заграничной продукции. По оценкам экспертов «Бюллетеня кинопрокатчика», самым популярным у российских пиратов в 2023 году стал блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды» (12+). Еще один популярный релиз — третья часть марвеловского комикса «Стражи Галактики» (16+). Также народ нелегально скачивал и смотрел втихомолку в кинотеатрах «Барби» (18+) Греты Гервиг. К слову, навеки связанный с кукольным блокбастером нолановский «Оппенгеймер» (18+) заметно уступил по интересу россиян. А вот в пятерке лучших у кинопиратов также оказалась фэнтези-комедия по известной настольной игре «Подземелья и драконы: Честь среди воров» (16+) и «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» (18+) Гая Ричи — чуть ли не единственный из крупных фильмов года, что шел у нас в прокате легально!

Ну а прямо сейчас у нас в кинопрокате тихо проваливается байопик «Феррари»(16+) от 80-летнего киномастера Майкла Манна, который мечтал снять ленту о создателе гоночных каров лет 30. Однако после «Соучастника» (18+, 2004 г.) удачных лент у создателя «Схватки» (18+) и «Последнего из могикан» (18+) почти и не было. Некоторые критики прямо призывают лучше посмотреть более захватывающую картину «Форд против Феррари» (2019 г., 18+), где, к слову, Манн был продюсером. Да и не так давно в нашем прокате уже была схожая лента об еще одном итальянском гении автопроизводства.   

Между тем, пока в Америке прокат очередная версия сказочной повести Роальда Даля. «Чарли и шоколадная фабрика» (12+) увидал свет в 1964-м, была дважды экранизирована: в 1971 году режиссер Мэл Стюарт снял в главной роли Джина Уайлдера, в 2006 году Тим Бёртон осовременнил действие, а на роль эксцентричного кондитера Вилли Вонка взял любимого актера Джонни Деппа. И вот спустя 17 лет зрители, в том числе подпольно и в Хабаровске, смотрят двухчасовой мюзикл-приквел Пола Кинга «Вонка» (12+), в котором заняты Тимоти Шаламе и Оливия Колман, Хью Грант и Роуэн Эткинсон. Здесь пока еще молодой и бедный Вилли мечтает открыть свой магазин шоколада, но, как водится, ему мешают жадные и беспринципные конкуренты...

Звездные фантазии Снайдера

Тем временем, возможно, что с конца декабря в каких-то отечественных кинотеатрах можно будет увидеть американский фантастический фильм «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» (16+). И, так как это громкая и ожидаемая премьера, то, как всегда, у нас это всё подпольно: операция по спасению отечественных кинотеатров «под чёрным флагом» продолжается.

Скрин трейлера «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» (16+)

В галактической империи Праматерь (какой-какой матери?) после убийства королевской семьи власть узурпировал коварный сенатор. На окраинах действуют повстанцы, поэтому среди планет курсирует боевой корабль под руководством безжалостного адмирала Нобла. Когда ищущие повстанцев прибывают на захолустную луну Велдт, чтобы пополнить запасы пищи, им неожиданно оказывают ожесточённое сопротивление. Кто же мог знать, что среди простых фермеров окажется беглянка из военной элиты, ходячая машина смерти, чей корабль потерпел катастрофу в этом захолустье...

Синопсис ничего не напомнил? Пусть вас не смущает униформа «имперцев», смахивающая на доспех космических десантников из вселенной «Warhammer 40000» (18+, вселенная, начавшаяся с настольных игр, обросшая художественной литературой и анимационными проектами), но уж подобие световых мечей все должны были заметить! Да, это те же «Звёздные войны», но на иной лад. По-снайдеровски.

Режиссёром картины выступил Зак Снайдер и схожесть со «Звёздными войнами» (16+) здесь неспроста. Для них этот проект изначально и писался. Но, как это последнее время у Снайдера, что-то снова пошло не так. Режиссёр, которого одни готовы записать в гении, а другие считают чуть ли не посредственностью, занимающейся цитированием, уже успел отметиться возвращением из небытия собственной «Лиги справедливости Зака Снайдера» (18+), ставшей огромной победой фанатского сообщества.

Остаётся лишь пожалеть, что такой триумф общественного мнения возможен далеко не всегда и везде. Так или иначе, но Снайдер одержал ещё одну победу: его новый сценарий, отвергнутый компанией Микки Мауса, не канул в небытие — проект приютил Netflix. Теперь мы все можем увидеть, какими могли бы быть «Звёздные войны» (16+), если бы их снимал Зак Снайдер.

В плане актёрского состава в ленте тоже есть на кого посмотреть и даже послушать. В ленте засветились Чарли Ханнэм, получивший известность благодаря фильмам Гая Ричи, Джимон Хонсу, Рэй Фишер, известный как Киборг из Киновселенной DC. А вот сэра Энтони Хопкинса мы не услышим, так как он только актёр озвучки.

Стоит ли смотреть фильм? Если стиль работа Зака Снайдера вам нравится — то и от нового его фильма толику удовольствия вы получите. Сюжетно это всё те же знаменитые «Семь самураев» (16+), которые уже не раз находили самые разные воплощения, в том числе в космическом антураже. Правда, название фильма нас честно предупреждает, что это только начало истории, поэтому придётся ещё настроиться на отсутствие завершённости...

Но ведь это же прекрасно, значит, будет нам что посмотреть и в новом году?

«Великая магия» (18+) и другие премьеры недели
В ТЕМУ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен