Простоквашино, Винни-Пух и классика Миядзаки. Какие мультфильмы смотрит наша редакция
Международный день анимации или Всемирный день мультфильмов, который ежегодно отмечается 28 октября, был учрежден по инициативе французского отделения Международной ассоциации анимационного кино в 2002 году в честь 110-летия публичного представления первой анимационной технологии.
Мы все помним, как в детстве любили свои мультики — кто-то пересматривал «Ну, погоди!» (6+), кто-то обожал Чипа и Дейла (0+). Сейчас у наших детей есть яркие и красочные современные мультфильмы. Но всё ли нам нравится сегодня?
Сотрудники нашей редакции поделились рассказами о своих любимых мультфильмах из детства и о том, что они смотрят сегодня со своими детьми и внуками.
Ольга Ушакова (Соколова), редактор газеты «Хабаровский пенсионер»:
В моем детстве, в деревушке под названием Кавказ на юге Амурской области, телевизора не было. Точней, он был, но показывал только один местный канал с шести до десяти вечера. А мультфильм если и покажут — один от силы и то не каждый вечер. Зато в деревне был клуб, а в нем по выходным — дневной сеанс для детей. За пять копеек можно было посмотреть часовой «Мультсборник» (0+) — так это тогда называлось.
И даже если у тебя не было пяти копеек, а, например, всего три, билетерша всю деревенскую детвору в лицо знала и могла пропустить под честное слово, что «мама вечером отдаст». И этому обещанию можно было верить, потому что в кино по вечерам в нашей деревне ходили всей семьей и ни одного не пропускали.
Содержимое «Мультсборников» часто повторялось, но от этого они не становились менее желанными. А уж если в них входила одна или несколько серий «Ну, погоди!» (6+), стены деревянного клуба тряслись от ребячьего хохота. Самые впечатлительные с кресел сползали в порывах смеха, так что к всеобщему веселью добавлялось грохотанье откидных сидений. Билетерша не выдерживала: «Пацаны, не ломайте мебель…»
…Моей внучке Насте сейчас два с половиной года. Телевизор ее родители не покупают, потому что не видят в нем надобности — фильмы смотрят через интернет с экрана ноутбука. А Настя — мультики. Один из самых любимых у нее — «про волка». Да-да, тот самый «Ну, погоди!». Но Настя не смеется — ей волка жалко.
Наталья Сорокина, координатор проектов:
Ой, много лет назад это было… Тогда я с нетерпением ждала субботы, чтобы посмотреть очередной шедевр анимации от Уолта Диснея. Конечно, я смотрела и различные мультсериалы, но мне всегда нравились завершённые произведения. Поэтому я предпочитала анимационные фильмы.
К сожалению, сейчас многие из них подзабыты. Например, «Принц и нищий» (0+), «Лис и охотничий пес», «Бэмби» (0+), «Робин гуд» (6+), «Леди и бродяга» (0+) и «Оливер и компания» (0+). Кстати, моего кота тоже звали Оливер. Хотя это имя дали ему при рождении, я решила сохранить его, потому что оно напоминало мне об умном котике из мультфильма.
Однако есть один мультфильм, который я пересматривала чаще других — о путешествии детёнышей динозавров к Великой Долине. Это мультфильм «Земля до начала времён» (0+). И хотя у ленты есть продолжения, именно эта первая часть мне нравится больше всего.
В нём рассказывается история детёнышей динозавров, которые волей судьбы остались без родителей. Малыши отправляются на поиски Великой Долины — рая для травоядных, куда ушли все динозавры, и где они надеются встретить своих родных. Им приходится выживать в мире извергающихся вулканов и землетрясений. При этом на каждом шагу подстерегает опасность, ведь эта земля населена страшными хищниками.
Каждый из динозавриков обладает своим характером, историей и особенностями. И им придётся преодолевать вместе препятствия, совершать открытия и учиться дружить.
Ирина Климченко, редактор газеты «Анонс»:
У каждого из нас есть любимые с детства мультфильмы, которые мы с удовольствием пересматриваем даже став взрослыми. У меня таких много, перечислять — страницы не хватит.
Когда я училась в начальной школе, мы жили в большом рабочем посёлке. Наш дом стоял через дорогу от Дома культуры. Летом на стену ДК вывешивали большой экран, выносили проектор и, когда стемнеет, «крутили» мультики. Экран хорошо просматривался из окна квартиры, но был особый шик собраться с друзьями на площади, смотреть, задрав голову, хохотать и потом долго обсуждать увиденное.
Среди моих любимых советских мультфильмов есть три киноленты, получившие продолжение в современной анимации. И как-то совершенно неожиданно для меня они тоже вошли в ряд «постоянного просмотра». Это серия мультиков про Простоквашино. На мой взгляд, достойное продолжение деревенской истории главных героев. Жаль только, что теперь они ещё и «лицо рекламы».
Светлана Гузева, дизайнер:
Все мы родом из детства. А мое детство — это СССР, поэтому и мои любимые мультфильмы тоже родом оттуда.
В моем детстве мультфильмы показывали редко. Мы ручкой подчеркивали в программе передач это событие и всей гурьбой бежали домой, когда мама звала нас на просмотр.
Мне очень нравятся мультики производства «Арменфильм». Такие как «В синем море, в белой пене» (0+), «Ух ты, говорящая рыба» (6+), «...Три синих-синих озера малинового цвета» (6+) и «Ишь ты, Масленица» (6+). Думаю, пересказывать сюжет не надо, все и так знают.
К одним из самых любимых мультфильмов я также могу отнести «Бременские музыканты» (6+), «Mister Пронька» (0+), «Мешок яблок» (0+), «Василиса Микулишна» (0+) и «Заколдованный мальчик» (0+).
Став постарше, я влюбилась в японское анимэ, благодаря фильмам Хаяо Миядзаке. Это «Унесенные призраками» (12+) и «Ходячий замок» (6+).
Что же касается современных сериалов, то мне очень нравятся «Смешарики» (0+) и «Три кота» (0+). «Три кота» очень любит мой сын. По утрам я включаю ему этот мультфильм вместо будильника. А «Смешарики» обожает старшая дочь мужа. И когда она у нас гостит, мы с удовольствием их пересматриваем. Когда девочке было лет пять, я ей сшила игрушку — Хрума, одного из персонажей, найти которого в магазине тогда было просто невозможно.
Светлана Калинина, редактор газеты «Солнышко»
Когда моему сыну было лет девять, мы решили всей семьей посмотреть мультфильм «Король Лев» (0+). Тогда, в конце 90-х, в каждом доме были видеомагнитофоны, и мы взяли кассету в прокате.
С первых минут «Король Лев» затягивает в мир саванны, где царят законы природы, дружбы и преданности. До сих пор помню взгляд сына — он был полон восхищения и ожидания.
Мы следили за судьбой маленького льва Симбы, его отношениями с родителями, предательством и, конечно же, за его возвращением к правлению. Симба стал для нас не просто персонажем, вместе с ним мы переживали грусть и радость. И приходило понимание, что в жизни не всё так просто.
Мы так долго обсуждали его после просмотра, что решили купить этот шедевр для домашней коллекции. Сын пересматривал его еще много раз и каждый раз с волнением переживал все события заново.
«Король Лев» стал для нас не просто мультфильмом. Это часть нашей семейной истории, которая навсегда останется в памяти. Кассету мы храним до сих пор и видеомагнитофон тоже.
Надеюсь, что и мой внук однажды тоже посмотрит этот мультфильм, но уже в современном цифровом формате.
Екатерина Подпенко, корреспондент:
В детстве мультики я не очень любила. А самые нелюбимые были пластилиновые или кукольные.
Исключением из всего анимационного разнообразия стал лишь «Винни-Пух» (0+). Вот серии про него я могла смотреть бесконечно. Причем, иностранного Вини-Пуха я совсем не отождествляла с нашим медведем. Для меня это были совершено разные истории. Но и там, и там от просмотров было ощущение простоты, дружбы и легкости. Очень нравились и бесконечные приключения в лесу заморского медведя, и философские размышления нашего. Они, казалось, дополняют друг друга.
С годами мои взгляды изменились. Уже во взрослом возрасте я «втянулась» в мир волшебства и философии, который предложил Хаяо Миядзаки. Его шедевральные фильмы «Унесенные призраками» (12+) и «Мой сосед Тоторо» (6+), открыли совсем иной смысл мультипликации, где каждая деталь этих историй полна смыслов и эмоций.
Каждый фильм — как путешествие по сложным эмоциям и человеческим отношениям. Очаровывает и картинка от зелени лесов в «Моём соседе Тоторо» до красот небес в «Унесённых призраками».
И при очередном пересмотре они открываются новыми гранями. Это завораживает. Каждое просмотренное произведение оставляет в душе отпечаток, вызывая желание возвращаться в этот волшебный мир снова и снова.
Владимир Мишин, редактор сайта «Хабинфо»:
С самого детства я очень люблю мультики. Возраст никогда не был помехой. Но в последнее время стараюсь максимально их избегать. Почему? Да потому что восьмилетний сын смотрит анимацию так активно, что его приходится в прямом смысле отрывать от экрана.
«Фиксики» (0+), «Катя и Эф» (0+) в топе мультфильмов нашей семьи. Радует одно — эти мультфильмы познавательные. Сын из них очень много узнаёт полезного, а потом рассказывает взахлеб, что нового увидел и услышал. На этом он не останавливается, потому что, узнав, например, как сделать кормушку для птиц, начинает требовать материалы, чтобы быстрей сделать её самому.
Вывод: в нашем случае мультики полезны, но от них всё равно воротит!
Ольга Кузьмичева, корреспондент:
Одно из самых ярких воспоминаний моего детства — мультфильм «Стойкий оловянный солдатик» (6+). Он завораживал и пугал меня одновременно, причём прочтение одноимённой сказки Андерсена подобных эмоций не вызывало.
В первую очередь для меня это была история о любви. Которая не преодолевает все преграды, а оказывается полностью поглощенной злом. Не происходит никакого чуда — спасения или воскрешения, на которое надеется зритель. Удивительным остаётся и поведение балерины: каждому ли под силу броситься в огонь к тому, кого ты любишь? Причём настолько, что без него не можешь представить своей жизни…
Хотя, конечно, посмотреть на историю можно и с более современной точки зрения. Что тролль-таки пытался спасти балерину от созависимых отношений (правда, не очень здоровыми методами), а она, ослеплённая любовью, бессмысленно пожертвовала собой.
Даже конец истории не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Если вспомнить, что оловянный солдатик произносит фразу «смерти на свете нет», то можно прийти к мысли «любовь сильнее смерти». Или же усмотреть любовь, которая стала одержимостью и погубила влюблённых — интерпретаций может быть великое множество. Можно и выбрать классический, «безнадёжный вариант», по-Андерсену, в котором заканчивается всё исключительно трагично. Но, конечно, каждый сам выбирает, как ему воспринять подобную историю.
Дмитрий Судаков, редактор газеты «Хабаровский экспресс»:
Анимацию в нашей семью смотрят чуть ли не ежедневно. Вместе с детьми в свое время мы устраивали своеобразные ретроспективы Хитрука и Норштейна, Бардина и Носырева, Ковалевской и Назарова, Черкасского, Бронзита и Петрова… Поэтому назвать самый любимый мультфильм, наверное, просто невозможно, мир почти каждого творца, будь то Дисней, Старевич или Синкай, уникален.
Очередная семейная ретроспектива стартовала зимой после просмотра последней картины Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» (16+). Фильм мне не понравился, но в голове словно что-то щелкнуло: прежде я наслаждался многими чудесными аниме японского мастера, но, по сути, не вдумывался в эти истории, а смысл некоторых, к примеру, «Порко Россо» (12+) или «Рыбка Поньо на утесе» (6+) просто ускользал. А тут пазл сложился: да, мастер же почти все время рассказывал о себе, своих чувствах, мыслях и переживаниях!
Да, часто он прятался за сильными девичьими и женскими персонажами, но в двух последних лентах Миядзаки уже не шифруется и не скрывается за чудесами, а вполне внятно говорит о том, что его тревожит. И не видные сразу за волшебным антуражем апокалиптические мотивы здесь конкретизируются вполне явственной травмой войны, чувством вины и болезнью матери. Именно к этим темам чуткая и тонкая душа Миядзаки возвращается раз за разом.
Естественно, многое мне раскрылось и благодаря наукообразной, но интересной книге американки Сюзан Нейпир «Волшебные миры Хаяо Миядзаки» (18+). Так что благодаря и этому изданию наша ретроспектива заиграла особыми красками: читая главу за главой, мы одновременно смотрели и полузабытые работы 50-60-х годов, которые повлияли на юного Хаяо (среди них, к слову, атамановская «Снежная королева» (0+). При очередном просмотре просто грандиозное впечатление на всю семью оказала «Навсикая из Долины ветров» (16+), благо, ретроспективные показы многих лент Миядзаки регулярно идут в кинотеатрах. И на большом экране это экологически-эсхатологическое полотно, конечно, смотрится совсем иначе, чем по телеку.
Но все же не буду оригинален, если скажу, что самый сильным, гармоничным и чудесным творением мастера для меня остается «Мой сосед Тоторо» (1988 г., 6+). Можно прочесть десятки исследований, разобрать все сюжетные арки или кадры, но как из этих целлулоидных кусочков тут возникает волшебство и самая настоящая жизнь — непонятно. Наверное, за это мы и любим анимацию?
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен