В канун Нового года Хабаровский театр драмы порадовал своих поклонников ещё одной премьерой — мюзиклом «Джейн Эйр. На краю бездны» (12+) по мотивам всемирно известного романа Шарлотты Бронте.

Честно говоря, собираясь на спектакль, я даже не представляла, что меня ждёт. В своё время я зачитала этот роман «до дыр», посмотрела несколько экранизаций, из которых мне полюбилась только одна — мини-сериал, снятый в Великобритании, на экраны он вышел в 1983 году. И я не понимала, как можно пересказать пять сотен книжных страниц, охватывающих огромные временные рамки, за два действия, да ещё и в песнях.

А прочитав актёрский состав, и вовсе растерялась. По моим представлениям попечитель приюта мистер Броклхерст должен быть длинным сухопарым типом с узким лицом. А Эдвард Рочестер — невысоким, коренастым и некрасивым. А предложенные на эти роли актёры — Павел Бодров и Виктор Асецкий, как мне казалось, совсем не вписывались в эти рамки.

Но первые же ноты, первые слова, произнесённые со сцены, показали, как я ошибалась.

А что там по сюжету?

Произведение Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» называют классическим английским «романом воспитания».

Действие происходит в северной части Англии в ХIХ столетии. В центре сюжета — жизненный путь девочки, вынужденной бороться с несправедливостью, жестокостью и предрассудками. Родители героини умерли, когда она была совсем маленькой, и Джейн взял к себе брат её матери мистер Рид, который вскоре тоже умер.

Тётушка, дабы снять с себя обузу, отправляет Джейн в приют, где она проводит восемь лет и где, несмотря ни на что, получает неплохое образование. По объявлению в газете Джейн Эйр устраивается гувернанткой в имение Торнфилд-холл — здесь ей предстоит узнать тайны старинного поместья, встретить любовь и бороться за своё счастье.

— Постановок по этому роману много: и музыкальных спектаклей, и фильмов, и сериалов. Вообще с 30-х годов было показано восемь экранизаций, -рассказал в одном из интервью режиссёр-постановщик мюзикла, автор либретто «Джейн Эйр. На краю бездны» Максим Кальсин. — Главная изюминка моего спектакля — это музыка. На спектакле, представленном хабаровскому зрителю, она абсолютно оригинальна. Эти мелодии не звучат больше ни в одном спектакле, которые идут в Москве или где-то ещё.

Объясняя название спектакля, режиссёр отметил:

— «На краю бездны» — одна из центральных арий по сюжету и по своему музыкальному наполнению. Композитор сделал это для того, чтобы подчеркнуть драматизм действия. Созвучен ли этот роман с современностью? Безусловно. Более того, я думаю, что этот роман является прабабушкой всех женских романов как таковых — история освобождения женщины и становления её как личности. Думаю, что всем женщинам в зале, а театральная публика на 70 % состоит из женщин, будет близка история Джейн.

Классика и поп-рок

«Джейн Эйр. На краю бездны» — постановка, наполненная современным музыкальным материалом и рассказанная современным театральным языком. В мюзикл вошли 27 захватывающих музыкальных композиций композитора из Уфы Ильдара Сакаева. Работу над мюзиклом он начал ещё в 2009 году.

— На творчество меня вдохновил именно роман и, конечно же, замечательная музыка Сакаева. Музыка попала ко мне довольно-таки давно, лет пять-шесть назад, и я сразу же захотел её поставить, — говорит Максим Кальсин. — Написать либретто было непросто, я довольно долго работал над ним. Необходимо было «умять» произведение на два музыкальных действия. И сделать это надо было, чтобы зритель увидел драматургию, история продолжалась, чтобы было развитие драматических сцен.

Надо отметить, что сам спектакль — это почти дословное следование сюжету Бронте. А актёрам Хабаровского театра драмы удалось сохранить и передать настроение романа.

По жанру данный мюзикл — поп-рок, который удивительно сочетается с классической книгой. Все без исключения вокальные номера артисты исполняют только вживую. Говорят, что для драматического актёра такой вокал сложен, но вряд ли зритель это заметил. Сегодня почти невозможно представить, что актеры за полгода репетиций с педагогом по вокалу Татьяной Архангородской научились петь, как настоящие солисты и звезды эстрады, беря все ноты в сложнейших поп-роковых композициях. И результат очевиден: каждая партия вызывала аплодисменты зрителей.

Актёры и роли

Весь спектакль зрителя сопровождает рассказчик (Василий Казанцев). Его вокальные номера переплетаются с главами из жизни Джейн Эйр от непростого сиротского детства до испытаний взрослой жизни.

Повествование ведётся от первого лица. Это очень важно, ведь становление героини и есть основная идея Шарлотты Бронте. Маленькую строптивую Джейн на премьере великолепно сыграла Дарья Полянова (воспитанница Хабаровской студии вокала «La-La music»). Взрослую Джейн Эйр представила Татьяна Малыгина.

Особую атмосферу на сцене создали хореографические номера, исполненные девочками из творческой школы «Шкатулка» (Хабаровский многопрофильный лицей). Вместе с Павлом Бодровым (попечитель приюта мистер Броклхерст) им удалось передать, какое это страшное и грустное место — приют в Ловуде. И, наоборот, — радость сельской школы, куда после всех скитаний пришла работать Джейн.

Эдварда Рочестера, влюблённого и возлюбленного владельца Торнфилд-холла, играет Виктор Асецкий. И если перед спектаклем я даже представить себе не могла его в этой роли, то после просмотра уже невозможно представить этот спектакль без Асецкого.

В спектакле также заняты заслуженная артистка России Светлана Царик, Алиса Карпова, Ольга Лецкина, Рената Хазиахметова и другие.

— Мюзикл — это удивительный жанр, который одновременно оставляет зрителей в зоне комфорта, но позволяет говорить о глубоких вещах, — говорит режиссёр-постановщик Максим Кальсин. — Впервые спектакль прошёл в Омске. Художественное руководства Хабаровского театра драмы заинтересовалось постановкой, чему я очень рад, так как хабаровский зритель — благодарная публика, которая очень любит театр.

В ТЕМУ:
Пушкинская «Метель» на хабаровской сцене

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен