В новый год с «Синей птицей»: история легендарной постановки
В Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова продолжает свою работу уникальный для Дальнего Востока проект. При поддержке министерства культуры РФ музей МХАТ представил выставку (6+), посвящённую легендарному спектаклю «Синяя птица» (6+).
«Синяя птица» — спектакль особый. На нём выросло не одно поколение зрителей. Мерцающее обаяние «Синей птицы» могли ощутить на себе зрители и десятых, и сороковых, и семидесятых годов ХХ века. И даже нового тысячелетия. Премьера постановки на сцене Московского художественного театра состоялась в сентябре 1908 года под руководством великого Константина Станиславского. С тех пор «Синяя птица» уже перелетела порог 5-тысячного показа.
— Это замечательно, что у нас есть возможность познакомиться с таким уникальным явлением, как спектакль «Синяя птица», — отметила на открытии выставки театровед, кандидат исторических наук, доцент Хабаровского государственного института культуры Анна Шавгарова. — Постановка уникальна не только в истории Московского художественного театра и российской культуры, но и мировой. Потому что, конечно, пьеса Мориса Метерлинка идёт на многих сценах. Мне кажется достоянием нашей культуры то, что спектакль решён простыми сценическими выразительными средствами. Благодаря этому возникает волшебство. Особенно если сравнивать с сегодняшними спектаклями, когда художники и режиссёры идут на поводу компьютеризации всего на свете.
— Мы надеемся, что наша выставка понравится не только внешне, и посетители откроют для себя что-то новое и интересное, — сказал главный хранитель музея МХАТ Евгений Конюхов во время первой экскурсии по экспозиции. — Здесь представлена вся история спектакля — от задумок и эскизов до костюмов и хронологии постановок спектакля. «Синяя птица» — легенда Московского Художественного театра. И более ста лет актеры, режиссеры, художники стараются сохранить и дух, и форму единственной дошедшей до наших дней постановки Станиславского. Завораживающие декорации, волшебные спецэффекты, фантастические персонажи и, главное — неиссякаемая доброта. Наверное, в этом и кроется секрет успеха спектакля.
О чём же эта удивительная сказка? В ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает Фея Берилюна. Внучка Феи больна, и спасти её может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи, дети получают возможность видеть души вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко и другие) преображаются в живых существ со своим характером. К ним присоединяются Пёс и Кот, и все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей.
Таинственный, прекрасный и пугающий мир, куда они приходят, кажется, создан из детских сновидений, фантазий и грез. Какая же она на самом деле, Синяя птица? Где она живет, в чем её тайна? «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит детям Фея. Тильтиль и Митиль общаются с умершими бабушкой и дедушкой, попадают в царство ночи, оживший лес, сад блаженств, царство будущего, после чего возвращаются обратно и дарят Синюю птицу больной внучке Феи.
— Этот замечательный спектакль появился на десятый год со дня открытия театра. Полную волшебства пьесу-феерию бельгийский драматург Морис Метерлинк написал в 1905 году и отдал её в Московский Художественный театр, — продолжает свой рассказ Евгений Конюхов. — Почему туда? Дело в том, что за несколько лет до этого уже было поставлено несколько произведений, очень важных для Художественного театра, потому что это была тогда новая драматургия. Станиславскому пьеса очень понравилась. И в 1906 году начинается её разработка. Станиславский собирает мхатовцев и оглашает завет, как ставить данную пьесу.
Однако прошло два года, прежде чем зритель увидел новую постановку. Дело в том, что 1908 год был юбилейным для МХАТа. Первое десятилетие — это важный переломный момент, когда надо было показать, что театр не растерял своей нужности. Более того, Метерлинк предоставил театру пьесу с правом первой постановки. Соответственно, нельзя было просто упасть лицом в грязь перед драматургом. От постановки зависела и сама публикация пьесы. Дело в том, что Метерлинк и Станиславский договорились, что пьеса выйдет на русском языке только тогда, когда она будет поставлена в Художественном театре.
К сожалению, как потом напишет Станиславский в своих воспоминаниях, нельзя брать в работу сразу несколько спектаклей. Он отвлекался, постоянно появлялись какие-то вопросы, он не находил каких-то нужных элементов для постановки, не было решены определённые сцены… Всё это сдвигало премьеру «Синей птицы», которая первоначально была запланирована на март 1908 года. Станиславский понимает, что если сейчас спектакль выйдет на сцену, то будет навсегда потерян. Он собирает совет, где присутствовали Владимир Немирович-Данченко и все участники спектакля. На совете решили перенести премьеру, и зрители впервые увидели «Синюю птицу» только 30 сентября 1908 года.
На выставке, посвящённой спектаклю, можно увидеть все документы, касающиеся этой постановки.
Сама экспозиция разделена на две части. Первая часть — волшебный лес-колоннада и театральная мастерская. В центре — дом, с которого начинают свой путь два главных героя пьесы — Тильтиль и Митиль, чтобы найти Синюю птицу— символ счастья. Здесь на синих островках собраны черно-белые фотографии актеров МХТ в образах сказочных персонажей, эскизы Владимира Егорова и макет Виктора Симова, переписка Константина Станиславского и Мориса Метерлинка, режиссерский экземпляр пьесы, принадлежавший Леопольду Сулержицкому, партитура композитора Ильи Саца и многое другое из воспоминаний о легендарном спектакле. Отдельное пространство — костюмы героев: Тильтиль и Митиль, молоко, сахар, чёрный человек и другие. Конечно, это не самые первые костюмы, но они тоже действующие, точная копия первоначальных.
Во втором пространстве посетители окажутся в театральной мастерской, подобной той, что придумал сам Константин Станиславский. В его квартире была импровизированная театральная лаборатория, куда он периодически приглашал всех интересующихся постановочным вопросом. Здесь каждый мог придумать, что хотел: костюмы, элементы декорации, эскизы… Музей МХАТ приглашает всех окунуться в этот волшебный процесс, побыть изобретателем театра, пройти по следам знаменитых мхатовцев и провести свою линию фантастики.
Экспозиция уже побывала в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре. В Хабаровске посетить выставку можно будет до 9 февраля. Затем она вернётся в Москву.
Режим работы Хабаровского краевого музее им. Н.И. Гродекова на новогодних каникулах: 3 — 8 января (включая понедельник, 6 января) музей открыт для посетителей с 10:00 до 18:00.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен