«Анимур», любовь моя! Что отметили на фестивале анимации
«Большой фестиваль мультфильмов» (0+), фестиваль «Анимур» (6+), мультсериалы «Спина к спине» (0+), «Абдукция» (12+) - прямо на глазах у хабаровчан в последние годы родной регион начинает превращаться в некую креативную величину. Во всяком случае, если на первых таких фестивалях в залах было пусто, то сейчас не редко люди сидели прямо на полу. А профессиональные кинематографисты чуть ли не табунами бродили с мероприятия на мероприятие, обсуждая работы коллег, реакцию публики и достопримечательности нового для них города. фестиваль анимур 2023
Да, в залах «Гиганта» и «Совкино» сейчас было многолюдно. Хотя, конечно, как ныне выражаются, контент публике представили самого разного уровня. Напомним, за четыре дня зрителям предлагалась пара десятков программ, в которые вошли 269 фильмов из 64 стран! Все посмотреть было просто нереально. При этом один наш коллега сделал такую попытку и за примерно 12 часов просмотров сумел одолеть почти половину этих мультфильмов. фестиваль анимур 2023
- Каюсь, пару раз я уснул, а один раз даже ушел с середины программы, - рассказывает Вадим. - Там как раз были пилоты мультсериалов возрастного уровня 0+ и часто такого качества, что незабвенные «Телепузики» (0+), по сравнению с этим контентом, простите меня, это недооцененный шедевр! Мне искренне жаль родителей, которые пошли ради детей на такое, а в итоге все измучились и, наверное, поклялись, больше на фестиваль не ходить...
И зря! Да, по словам Вадима, часа три жизни он потерял, однако все остальное было временами очень интересно и познавательно. Тут - как в жизни, повезет удачливому, терпеливому и знающему: в основном маленькие шедевры и удачи попадались на вечерних сеансах под грифом «16+» и «18+». И, конечно, ввиду того, что продукции так называемых ныне «недружественных» стран не наблюдалось, то - не в обиду многим образцам мультипликации Латинской Америки и Азии - наиболее интересно на таком фоне смотрелись именно наши, отечественные фильмы и сериалы.
А еще ведь было множество мастер-классов от режиссеров и других гостей фестиваля: чтобы стать их участником, часто достаточно было только зайти в фойе кинотеатра и присоединиться к тем, кто старательно, часто высунув язык, что-то вырезал, лепил, рисовал своими руками или при помощи компьютерной и телефонной техники. фестиваль анимур 2023
***
Между тем, жюри предстояла серьезная работа: всего на конкурс было подано 2108 заявок из 83 стран, что почти вдвое больше, чем в прошлом году. А всего соревновались уже на самом фестивале 103 анимационных работы из 24 стран.
Достаточно серьезно была представлена продукция китайских кинематографистов. «Убийство Лао Лю» (Killing Lao Liu, 18+, 2022 г.) режиссера Ченхе Лю, казалось бы, прямолинейно затрагивает жизнь забитого пролетария, от чьей смерти все только выигрывают, а его возвращение из загробного мира не только сатирически бьет по нравам капитализма, но и заставляет, как водится, задуматься о «бесцельно прожитом»... А мрачное абсурдистское звучание «Томатной кухни» (Tomato Kitchen, 18+, 2022 г.) режиссера Юнюй Сяо, где герой почему-то вдруг бросается на защиту помидоров и оказывается в мире тоталитарного зазеркалья, напоминает нам о поре эзоповых речей. К слову, нам и сейчас хорошо знакомой..
Наконец просто блистательное размышление о судьбах человеческих, истории КНР и свободе творчества представляет, на наш взгляд, «Свадьба на месте казни» (12+, 2023 г.). Режиссерка Цилай Фенг, которая трудится на знаменитой американской студии Pixar, заворачивает изысканную драму вокруг встречи бывших актеров пропагандистского спектакля 1960-х годов. Между тем, жюри из работ китайских мастеров оценило лишь одну: приз за лучшую анимацию ушел к работе Куан-и Шена «Сторож» (6+) - милой пародии на фильмы кунг-фу, где мальчик сражается за тыкву с обезьяной.
***
Любопытно, что целый ряд фильмов отдавал дань тематике и стилистике пиксаровских лент. Скажем, фильм бразильского режиссера Густаво Рибейро «Напо» (6+) - о сложных взаимоотношениях с дедушкой, впадающим в деменцию, - очевидным образом навевал мысли об оскароносном фильме «Вверх»(12+, 2009 г.) Пита Доктера и Боба Питерсона. Впрочем, «Напо» снят в 2020-м и на премию «Анимура» не претендовал.
А вот другой бразильский фильм - антиутопия «Жук» (0+, 2022 г.), которую произвела целая бригада режиссеров из «Студии 003» - отмечен жюри наградой «за лучшее художественное решение». Хотя, на наш взгляд, опять же эта трогательная картина, где один робот в безлюдном будущем спасает другого и дружит с насекомым (но это не таракан, а жук), весьма явственно наследует как сюжетным, так и изобразительным ходам шедеврального пиксаровского «Валли» (0+, 2008 г.) Эндрю Стэнтона.
При этом оба аргентинских фильма, увиденных на фестивале, оставили впечатление, что их делали ребята, прошедшие школу нашего Гарри Бардина, который любит, как известно, оживлять самые бытовые предметы - будь то спички, проволока, пластилин или столовые приборы. Вот и в забавных «Злоключениях сэра Персиваля» (The Misadventures of Sir Percival, 2022 г., 12+) троица авторов - Бечо Ло Бьянко, Мариано Бергара, Хавье Мрад - весьма изобретательно, к радости публики, обыгрывает фактуру чайников, кофейников и сифонов.
А Гран-при фестиваля достался хорошо известному в мире мультипликации аргентинцу Хуану Пабло Зарамелла за его десятиминутную работу «Пассажир» (Passenger, 2022 г., 12+). Здесь главные герой, его окружение в поезде, да и весь мир сделаны из обычной бумаги. При этом за нарастающим дискомфортом несчастного пассажира следишь с неослабевающим интересом и сочувствием.
За лучшую режиссуру жюри наградило еще один путевой фильм - блистательную российскую анимацию Максима Куликова «Уважаемые пассажиры» (18+, 2023 г.). Это очень смешная картина, с узнаваемыми бытовыми и характерными зарисовками россиян, путешествующих в поезде - с непременной курочкой, непоседливыми детьми, пьяными дембелями и несчастными, но стойкими женщинами. Но когда на финальных титрах, после непрекращающего смеха, звучит песня «Демобилизация», в зале стоит такая тишина, а в горле возникает комок. Эх, Русь, куда мчишь, куда тебя везут, дай ответ? Не дает ответа, народ, как там у классика, безмолствует...
***
К слову, о классике - целый ряд лент по-прежнему посвящается или затрагивает пушкинскую тему. Любителям можно посоветовать милый «День города» (2022 г., 12+) Елены Максимовой, который создан на основе акварельных работ художника Владимира Румянцева, раскрывающего жизнь необычного питерского кота, встречающего, в том числе и самого Пушкина. «Зимний вечер» (2022 г., 6+) Полины Фёдоровой, который тоже понравился многим зрителям, - история о мальчике, который засыпает, пытаясь выучить одноименное стихотворение.
Но в жюри, в общем, справедливо, отметило спецпризом «за юмор» ленту Юрия Томилова «Мой Пушкин» (2023 г., 6+). Здесь весьма узнаваемо показан урок литературы, однако главное достоинство ленты, помимо смехового карнавала, это использование приема фотоколлажа и детских картинок, нарисованных в тетрадке. Что напрямую отсылает насмотренных зрителей к анимационным пушкинским шедеврам 70-х годов Андрея Хржановскго. Что ж, продолжение великих традиций - это тоже очень важно. фестиваль анимур 2023
***
Жюри также выбрало лучшую студенческую работу – ею стал фильм «Мое солнце» (2021 г., 12+) Марии Одинцовой. Мы эту причту не видели, со своей стороны можем лишь порекомендовать подготовленной публике потрясающую картину «Визионер» (2022 г., 18+) вгиковца Всеволода Булавкина. Этот амбициозный фильм погружает вас в кошмарный, средневековый мир образов художника Босха, но поверьте - это того стоит! Награду оргкомитета фестиваля вручили команде из Кореи за фильм «Пропущенный звонок» (2023 г., 0+). Весьма грустная лента повествует студентке Джион, которая все никак не может забыть реальный пожар на сеульской станции метро в 2003 году, ведь там погибла ее сестра-близнец. Некоторые травмы, увы, время не лечит...
Стоит отметить, что приз «за лучший сериал» разделен между двумя российскими проектами: уже известный в мире продукт о приключениях рюкзачков - «Спина к спине» (6+) хабаровской анимационной студии «Мечталет», а также фантазийной работой «Вокруг Вити» (12+) Василия Корепанова. Подросток Витя никак не может сосредоточиться на учебе, и многие его проблемы знакомы многим родителям, но благодаря увлекательным приключениям и удивительным друзьям (гигантский кролик и девочка-кошка) все это смотрится увлекательно. Спецприз жюри также достался пилоту сериала «Абдукция» (12+) Анастасии Бондаренко из студии «Зеленые камнеежки» в Комсомольске-на-Амуре. Надеемся это начало большого пути наших земляков!
Фото: Ксения Файзулина
- Откровенная критика: итоги театрального фестиваля - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен