«Кажется, что он со мной разговаривает…»: персональная выставка Владимира Бабурова в «Триаде»
В камерном театре «Триада» состоялось открытие первой персональной выставки дальневосточного художника, ювелирных дел мастера, скульптора и автора многих памятников и мемориальных досок в Хабаровске и крае, Владимира Бабурова (6+). Сказать точнее, это выставка портретов известных в Хабаровске людей творческих профессий. Некоторые из этих работ (всего их около 20-ти) не раз демонстрировались на различных выставочных площадках города еще при жизни В.Ф. Бабурова, но в полном объеме представлены впервые. Идея выставки родилась у Анастасии Номар, ученицы, жены, музы, любимой художника, для которой, по ее словам, он был Богом, создавшим ее, «совершенное творение природы» (его слова). бабуров хабаровск
- Я давно собиралась сделать выставку памяти Владимира, – рассказывает Настя, - Просто не знала, как к ней подступиться. Но однажды встретила режиссера театра «Триада» Вадима Сергеевича Гоголькова, который сказал, что в фойе его театра только что закончилась экспозиция выставки одного художника, и пока не определились с кандидатурой следующего, нет ли у меня какой-нибудь идеи на этот счет. Я сразу подумала о работах Владимира и предложила выставить его графические листы с изображениями людей, которых можно отнести к знаковым фигурам нашего города. бабуров хабаровск
Графика, как творческое направление, возникла в жизни Владимира Филипповича Бабурова неожиданно для него самого. По воспоминаниям художника, однажды, находясь в Объединенных Арабских Эмиратах, он «от нечего делать» карандашом начертал автопортрет перед зеркалом. Случайно портрет увидела жена довольно влиятельного в эмиратских кругах англичанина. Неплохо разбираясь в живописи, дама тотчас заказала художнику свой портрет – в подарок мужу. Муж подарок оценил, и один за другим посыпались заказы. Англичане, арабы, голландцы – кого только не рисовал Бабуров за границей. Вернувшись на родину, решил продолжить работу над портретами. Из-под карандаша стали возникать дальневосточный бард Дед Матвей в своей неизменной широкополой шляпе. Немного необычный, мятежный и углубленный в себя Вадим Гогольков в компании клоунов и белой кошки, которая неутомимо идет по лезвию бритвы. Маэстро Виктор Тиц с оркестром, художники Валентин Степанов и Алексей Федотов. Две Татьяны, две актрисы - Маслакова (Музыкальный театр) и Гоголькова (ТЮЗ), Вячеслав Соболевский, о чем-то разговаривающий с роялем. бабуров хабаровск
Поражает портрет известного артиста Игоря Евгеньевича Желтоухова, весельчака, знаменитого Швейка, любимца публики. Сегодня, когда актера не стало, в портрете особенно заметны трагический взгляд и отстраненность актера, который словно пытается закрыться от устремленных на него взглядов и, может быть, поплакать в одиночестве над превратностями судьбы. Трагический портрет …
Но, пожалуй, самым дорогим для художника был портрет Юлия Изакиновича Гриншпуна, утонченный, изысканный. С именем этого человека связана не одна страница в истории и становлении Музыкального театра. Художник был хорошо знаком с Гриншпуном, они много общались.
«Мне кажется, что он со мной разговаривает, - не раз отмечал Владимир Филиппович. - Иногда замечаю в портрете разные настроения, изменения, словно наш с ним диалог продолжается».
Художник строил не просто портреты, а портреты-картину, стараясь через атрибутику - цветы, клавиши рояля, перо или карандаш, гитару, знаменитый Амурский утес и т.д.- передать характер человека, его принадлежность к той или иной деятельности, а также его социальную значимость. И вообще, главное, что интересовало и привлекало художника в любом человеке - это его личность.
– Когда мы договорились с Вадимом Сергеевичем о выставке, уже дома, поздно вечером, - продолжает Анастасия, - я вдруг испугалась: разместятся ли картины в небольшом театральном фойе? Работы ведь довольно большого размера, да еще рамы, как все это будет смотреться?
Но все прошло идеально, словно кто-то смотрел и помогал со стороны. Казалось, небольшое фойе раздвинуло стены и вместило в себя все портреты, сделав пространство более емким, в котором ярче и активнее заиграл белый цвет, выразительней стали выглядеть детали! В экспозиции есть два автопортрета самого художника, слегка ироничного, элегантного, в окружении своих любимых предметов: курительной трубки, кисточки, скелета какой-то экзотической рептилии и прочих восхитительно ненужных мелочей, интересных для художника, наполненных жизнью. Жизнью, а не заботой о славе и почестях, которых надо «добиваться, выгрызать, завоевывать». Кто-то может сказать: потому и не удостоился художник при жизни персональной выставки, что амбиций не хватило. А ему неинтересны были амбиции. Зато как прекрасно было просыпаться по утрам в мастерской от обрушившего в окна солнца. Улыбаться любимой, принимать друзей, вести с ними увлекательные беседы, варить кофе в прокаленной, потемневшей от огня знакомой многим джезве, писать стихи и книги и чувствовать себя абсолютно счастливым!
На открытие выставки пришли друзья, коллеги, журналисты, ученики. К слову, официально учеников у художника не было. Но ведь не нами замечено, что учитель это не тот, кто учит, а тот, у кого ты учишься. Я обратилась к некоторым из присутствующих с просьбой охарактеризовать одним-двумя словами Владимира Бабурова. Прозвучало: поэт, философ, романтик, крепко стоящий на земле, аристократ духа, элегантный, земной. Наконец, кто-то, остановившись возле одного из автопортретов Бабурова, тихо произнес: «Чеширский кот». Мне понравилось. Потому что кот из известной сказки имел привычку, уходя, оставлять нам свою улыбку.
Светлана Фурсова Фото Анастасии Номар
- «Удручающий» Хабаровск: Владимир Бабуров о городской скульптуре и чиновниках» - читайте по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен