В камерном театре «Триада» состоялось открытие первой персональной выставки дальневосточного художника, ювелирных дел мастера, скульптора и автора многих памятников и мемориальных досок в Хабаровске и крае, Владимира Бабурова (6+). Сказать точнее, это выставка портретов известных в Хабаровске людей творческих профессий. Некоторые из этих работ (всего их около 20-ти) не раз демонстрировались на различных выставочных площадках города еще при жизни В.Ф. Бабурова, но в полном объеме представлены впервые. Идея выставки родилась у Анастасии Номар, ученицы, жены, музы, любимой художника, для которой, по ее словам, он был Богом, создавшим ее, «совершенное творение природы» (его слова). бабуров хабаровск

Владимир Бабуров, фото со страницы соцсетей В.Ф. Бабурова

- Я давно собиралась сделать выставку памяти Владимира, – рассказывает Настя, - Просто не знала, как к ней подступиться. Но однажды встретила режиссера театра «Триада» Вадима Сергеевича Гоголькова, который сказал, что в фойе его театра только что закончилась экспозиция выставки одного художника, и пока не определились с кандидатурой следующего, нет ли у меня какой-нибудь идеи на этот счет. Я сразу подумала о работах Владимира и предложила выставить его графические листы с изображениями людей, которых можно отнести к знаковым фигурам нашего города. бабуров хабаровск

Графика, как творческое направление, возникла в жизни Владимира Филипповича Бабурова неожиданно для него самого. По воспоминаниям художника, однажды, находясь в Объединенных Арабских Эмиратах, он «от нечего делать» карандашом начертал автопортрет перед зеркалом. Случайно портрет увидела жена довольно влиятельного в эмиратских кругах англичанина. Неплохо разбираясь в живописи, дама тотчас заказала художнику свой портрет – в подарок мужу. Муж подарок оценил, и один за другим посыпались заказы. Англичане, арабы, голландцы – кого только не рисовал Бабуров за границей. Вернувшись на родину, решил продолжить работу над портретами. Из-под карандаша стали возникать дальневосточный бард Дед Матвей в своей неизменной широкополой шляпе. Немного необычный, мятежный и углубленный в себя Вадим Гогольков в компании клоунов и белой кошки, которая неутомимо идет по лезвию бритвы. Маэстро Виктор Тиц с оркестром, художники Валентин Степанов и Алексей Федотов. Две Татьяны, две актрисы - Маслакова (Музыкальный театр) и Гоголькова (ТЮЗ), Вячеслав Соболевский, о чем-то разговаривающий с роялем. бабуров хабаровск

Поражает портрет известного артиста Игоря Евгеньевича Желтоухова, весельчака, знаменитого Швейка, любимца публики. Сегодня, когда актера не стало, в портрете особенно заметны трагический взгляд и отстраненность актера, который словно пытается закрыться от устремленных на него взглядов и, может быть, поплакать в одиночестве над превратностями судьбы. Трагический портрет …

Но, пожалуй, самым дорогим для художника был портрет Юлия Изакиновича Гриншпуна, утонченный, изысканный. С именем этого человека связана не одна страница в истории и становлении Музыкального театра. Художник был хорошо знаком с Гриншпуном, они много общались.

«Мне кажется, что он со мной разговаривает, - не раз отмечал Владимир Филиппович. - Иногда замечаю в портрете разные настроения, изменения, словно наш с ним диалог продолжается».

Художник строил не просто портреты, а портреты-картину, стараясь через атрибутику - цветы, клавиши рояля, перо или карандаш, гитару, знаменитый Амурский утес и т.д.- передать характер человека, его принадлежность к той или иной деятельности, а также его социальную значимость. И вообще, главное, что интересовало и привлекало художника в любом человеке - это его личность.

– Когда мы договорились с Вадимом Сергеевичем о выставке, уже дома, поздно вечером, - продолжает Анастасия, - я вдруг испугалась: разместятся ли картины в небольшом театральном фойе? Работы ведь довольно большого размера, да еще рамы, как все это будет смотреться?

бабуров хабаровск

Но все прошло идеально, словно кто-то смотрел и помогал со стороны. Казалось, небольшое фойе раздвинуло стены и вместило в себя все портреты, сделав пространство более емким, в котором ярче и активнее заиграл белый цвет, выразительней стали выглядеть детали! В экспозиции есть два автопортрета самого художника, слегка ироничного, элегантного, в окружении своих любимых предметов: курительной трубки, кисточки, скелета какой-то экзотической рептилии и прочих восхитительно ненужных мелочей, интересных для художника, наполненных жизнью. Жизнью, а не заботой о славе и почестях, которых надо «добиваться, выгрызать, завоевывать». Кто-то может сказать: потому и не удостоился художник при жизни персональной выставки, что амбиций не хватило. А ему неинтересны были амбиции. Зато как прекрасно было просыпаться по утрам в мастерской от обрушившего в окна солнца. Улыбаться любимой, принимать друзей, вести с ними увлекательные беседы, варить кофе в прокаленной, потемневшей от огня знакомой многим джезве, писать стихи и книги и чувствовать себя абсолютно счастливым!

На открытие выставки пришли друзья, коллеги, журналисты, ученики. К слову, официально учеников у художника не было. Но ведь не нами замечено, что учитель это не тот, кто учит, а тот, у кого ты учишься. Я обратилась к некоторым из присутствующих с просьбой охарактеризовать одним-двумя словами Владимира Бабурова. Прозвучало: поэт, философ, романтик, крепко стоящий на земле, аристократ духа, элегантный, земной. Наконец, кто-то, остановившись возле одного из автопортретов Бабурова, тихо произнес: «Чеширский кот». Мне понравилось. Потому что кот из известной сказки имел привычку, уходя, оставлять нам свою улыбку.

Светлана Фурсова Фото Анастасии Номар


  • «Удручающий» Хабаровск: Владимир Бабуров о городской скульптуре и чиновниках» - читайте по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен