В культуре народов Дальнего Востока жертвоприношение – не просто убийство ритуальным оружием. Чтобы животное передало послание, орочи и нивхи, например, поют ритуальные песни с бубном. Послушать одну из таких можно было на фестивале «Ритмы Дальнего Востока 2021» в Хабаровске.

«Ритмы Дальнего Востока 2021» прошли в Хабаровске

Фестиваль этот для любителей традиционных культур – одно из ярчайших событий, которое бывает раз в два года. Обычно он проходит на свежем воздухе и длится три дня. В первый из них проводят смотр-конкурс коллективов и мастер-классы, во второй – устраивают гала-концерт с наиболее приглянувшимися жюри номерами, на третий – отправляются в один из районов, где местным коллективам помогают познакомиться с лучшими командами в своих жанрах.

Вы бы хотели такой комплект?

А еще, «Ритмы Дальнего Востока» - повод для иностранцев посетить Хабаровский край, показать, каких высот команды добиваются в Корее, Китае, Монголии, Японии и других странах. Но в 2021-м году такой размах из-за пандемии оказался недостижим. Да и гала-концерт перенесли с городских площадей Хабаровска в краевую филармонию. Вход на выступления оставили бесплатным, но количество мест оказалось ограничено, да и случайным прохожим не удалось впечатлиться творчеством наших аборигенов. Практически полный зал заняли любители этнотематики.

Перед концертом в холе гостей встречала ярмарка изделий. На ней можно было в очередной раз поглазеть на «живые» орочские куклы Анны Гончаровой, подобрать себе галстук с традиционным нанайским принтом или купить теплые тапочки для дома. Но, едва началось шоу, гостям стало ясно: традиции коренных народов можно вписывать в современную жизнь куда смелее!

Старт гала-концерту дал модный показ коллекции Людмилы Хатхил – «Фантазия». В ней была представлена современная одежда с этническими мотивами. Но основана она была не на заезженных скандинавских, индейских или арабских деталях, а на, пока что, мало кому знакомых узорах и материалах народов Приамурья. Стильные и дерзкие шорты из рыбьей кожи, принты, цвета – все это стало свидетельством о том, что культуру аборигенов Дальнего Востока вполне себе можно вписать в современный городской быт. Но что она представляет без этого самого осовременивания?

Быт в танце

Немалое количество номеров как хабаровчан, так и гостей из соседних регионов, посвящено традиционному быту. Это, в первую очередь, охота и рыбалка. Детские коллективы выходили на сцену, исполняя «Танец рыбака»: забрасывали сеть в реку, возвращая его с уловом. Другие их ровесники выступали с танцем «Охотника на соболей»: часть ребятишек играла роль добытчиков, часть – их жертв. Грызуны в их исполнении были вовсе не похожи на бездушную пушнину. Наоборот, танцоры демонстрировали типичные для этих небольших зверьков движения, передавали их характер, показывали, что нередко охотник остается «в дураках», пытаясь поймать выдру.

Близость к природе и единение с ней показали и в других номерах. Например, девушки выходили с традиционным «Танцем с веточками», который демонстрирует, насколько ценят аборигены Дальнего Востока теплое время года. Та же идея была и у танца, посвященного пробуждению природы. Детали, которые в своей хореографии подчеркивали артисты, подчеркивали близость людей к природе, недоступную горожанам.

В мире духов и шаманов

Другой важной темой номеров стало общение с духами. На сцену один за другим выходили коллективы и артисты-одиночки, чтобы показать, как тысячелетиями с духами общались их предки. И вот на сцене раскрывается таинство обряда принесения в жертву на «Празднике медведя», примирения с силами природы или разъярившимися потусторонними силами.

В некоторых танцах показали и самих духов, которые то приходили на помощь, то нападали. Их отличали деревянные маски, как и самого шамана, которому было важно не раскрыть себя в потустороннем мире. Для общения с потусторонними силами в арсенале каждого шамана был свой инструмент: одни использовали бубны, другие – трещотки, третьи – пели песни. В итоге, зрители смогли оценить, насколько многогранной была музыкальная часть духовного мира коренных народов Дальнего Востока. А ведь это не вся культура!

Антропологи утверждают, что умение петь песни появилось еще до того, как современные люди вышли из Африки и разбрелись по планете. К этому выводу они пришли на основании того, что все люди поют. А о чем поют аборигены Дальнего Востока? У них, как выяснилось, есть свои колыбельные, праздничные напевы и песни о подвигах легендарных воинов былых эпох. Все как у нас, только язык отличается.

Желающих выучить языки коренных народов, даже среди их представителей, в наше время немного. К примеру, под угрозой исчезновения находится удэгейский язык, который пытаются восстановить практически из небытия жители села Гвасюги в Хабаровском крае. Они на добровольных началах пишут учебники по языку народа удэгэ, вовлекают молодежь учить его как второй иностранный. Из года в год культура народов Дальнего Востока становится все более и более чуждой даже ее представителям. Так, может, стоит узнать о ней побольше, пока еще есть шанс?!

0+


Больше материалов о жизни и традициях коренных народов Дальнего Востока по ссылке.

Фото и видео автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен