«Шаманка», похороненная лицом вниз: уникальная выставка в музее истории Хабаровска
В городском музее истории появилась новая экспозиция. Несколько витрин и настенных стендов рассказывают нам о необычной находке, сделанной почти тридцать лет назад местными археологами. Горожанам и гостям города предлагают поломать голову: кем была женщина, которую нашли во время раскопок на побережье Амура и почему современники похоронили её лицом вниз. шаманка
Дело было летом 1992 года. Группа учёных из центра по охране истории и культуры случайно обнаружила одиночное погребение. Находка вызвала интерес археологов: ещё бы, ведь раньше ни в Приморье, ни в Приамурье такого не находили. В яме лежал скелет женщины, почему-то лицом вниз, на ней стоял металлический котёл, а на нём – каменная ступа. Не сохранилось ни одного обрывка одежды, только несколько серёжек. Нижней части скелета тоже не было.
— Ну, в том, что не сохранился скелет, нет ничего мистического, — говорит Александр Соболев, сотрудник отдела исторических исследований и выставочной работы музея истории Хабаровска. — Погребение обнаружили на побережье, естественно, что при разливе река просто смыла часть костей. Не хватало таза и нижних конечностей. Гораздо интересней другое – и вот тут горожане тоже могут поломать голову. Почему эту женщину – а экспертиза установила, что это была именно женщина 30-35 лет – похоронили таким способом, лицом вниз? Зачем на неё поставили эти вещи? Кем она была? Если какой-то отщепенкой, воровкой, и таким образом соплеменники её наказали – почему сохранили украшения? Если она была шаманкой – то где обрядовые предметы, кроме котла и ступы? Её боялись? Или её уважали? В чём причина смерти – была ли она естественной, или имела криминальный характер? У нас, к сожалению, нет ответов на эти вопросы.
Специалисты назвали женщину шаманкой – скорее, из-за ауры мистики, окутывающей её погребение, чем из-за того, что нашли возле неё. В музее истории в экспозиции представлено несколько витрин с украшениями и атрибутами шаманского костюма. Железные рожки, монетки для украшения парадной одежды – всё это могло бы быть в могиле неизвестной, но ничего подобного историки не обнаружили. шаманка
Железный котёл сохранился очень плохо, отмечают археологи, почти совсем истлел. По способу ковки специалисты смогли определить возраст захоронения – примерно шестнадцатый, семнадцатый век. Серьги из посеребрённой бронзы и стеклопасты сохранились гораздо лучше. Оригиналы украшений хранит Сергей Киселев, археолог Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры.
— Да, в музее на скульптуре можно увидеть копии серег, — говорит Сергей Киселев. — Вот оригиналы – нефрит, яшма. В ушах было по три серёжки в каждом ухе, поэтому, скорее всего, у неё мочки ушей были сильно оттянуты. шаманка
Выставка в музее истории появилась во многом благодаря археологу. Спустя несколько лет после находки на берегах залива Баня Сергей Киселев решил воссоздать облик незнакомки. Чтобы скульптура получилась достоверной, использовал метод советского антрополога Михаила Герасимова. Череп и другие кости, кстати, у учёных изъяли криминалисты. Они же помогли с изготовлением фоторобота. Но рисунок был столь примитивен, что историк взялся сначала за создание модели в компьютерной программе, а потом и за скульптурный пластилин.
— Я накладывал череп: лепил, допустим, абстрактную какую-то азиатку, наклон лба, несовпадение челюсти, несовершенство всего вот этого вот заставляло меня переделывать снова и снова, — говорит Сергей Киселев, археолог Хабаровского краевого Центра охраны памятников истории культуры. — У неё сохранились почти все зубы, но вот над формой носа, бровей – пришлось потрудиться. Хотя сегодня есть определённые формулы, я лепил макет несколько месяцев. И могу сказать с абсолютной уверенностью, что она именно так и выглядела – примерно на 90%. Конечно, у неё могли быть какие-то дефекты кожи, может, косоглазие, но анатомически всё было сделано верно. шаманка
— Для коренного населения Приамурья, к примеру, 18-го-19-го веков такое захоронение – лицом вниз – совершенно не характерно, — подчёркивает Александр Соболев, сотрудник отдела исторических исследований и выставочной работы музея истории Хабаровска. — У них обычно практиковалось наземное погребение, они оставляли умерших в специальных местах, никогда не закапывали их в землю. То есть обычай подземного погребения пришёл с распространением христианства. Было установлено, что наиболее близкие аналоги были в культуре дауров и дючеров. То есть по своим особенностям она наиболее характерна к этому периоду - это эпоха 15-17 столетий. Поэтому было условно отнесено, что эта женщина была либо дючеркой либо дауркой.
Памятников культуры дючеров и дауров найдено очень немного. Такие находки позволяют установить связь между прошлым и настоящим, выяснить, как происходила смена и преемственность между разными культурами.
Результаты труда Сергея Киселева – скульптуру головы загадочной шаманки, отлитую из гипса, над которой он трудился почти год, можно увидеть на выставке в музее истории Хабаровска.
- Специальный фоторепортаж о Музее истории Хабаровска, смотрите по ссылке.
Мария Полякова Фотографии предоставлены Александром Соболевым и Сергеем Киселевым
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен