Кинофильм «Три плюс два» (16+) вышел на экраны советского кинематографа в 1963 году и сразу же завоевал любовь зрителей.

Фильм рассказывает романтическую историю о бурной любви, которая вспыхнула на морском курорте в разгар пляжного сезона. Три старых друга — ветеринар Рома, дипломат Вадим и физик Стёпа — отправляются на берег Черного моря, чтобы хорошенько отдохнуть вдали от шумной цивилизации. Однако оказалось, что на место, облюбованное ими для стоянки, претендуют две подруги — цирковая артистка Зоя и киноактриса Наташа. Девушки, правда, подъехали на своём «Запорожце» чуть позже, но настаивают, что отдыхают именно на этом месте из года в год и «застолбили» его за собой с 1956 года.

Сценарий для фильма написал Сергей Михалков — в основу легла его же пьеса «Дикари» (16+), которая была поставлена на сцене Театра им. Ермоловой ещё в 1958 году. Главные роли «дикарей» в театре играли Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников, а «дикарок» — театральные актрисы Валерия Бескова и Тамара Трушина.

Считается, что фильм «Три плюс два» способствовал массовому расцвету отдыха «дикарями» в СССР. В год выхода фильма на всей территории Советского Союза появилось более миллиона «дикарей».

Режиссёра выбрал сам Михалков. Им стал Генрих Оганисян, который до этого снял фильм «Приключения Кроша» (0+) с Никитой Михалковым в одной из главных ролей. Михалкова прочили в «Три плюс два» на роль Романа, но у режиссёра было свое видение будущей картины и своеобразный подход к пробам. Кстати, Генрих Оганесян сыграл крошечную роль официанта в ресторане, куда пришли Наташа и Вадим.

Сниматься в этом фильме было много желающих, особенно на главные женские роли. Среди претенденток были не только актрисы, но и балерины, и манекенщицы. У режиссера Генриха Оганесяна было своеобразное чувство юмора. Кинопробы проходили в Латвии. И первым заданием для актёров было назвать без запинки город, где они проходили — Клапкалнциемс, и если актёр Оганисяну чем-то не нравился, то он отсеивался на этом этапе.

«Я не могу сказать, сколько было претенденток на роль укротительницы Зои, — рассказывала актриса Наталья Фатеева. — Помню, что, прочитав сценарий, тут же поехала в Ригу. Пробы были на побережье. Потом мне позвонил режиссер: «Мы хотим, чтобы вы играли не Зою, а Наташу. Зою бы сыграла Лиля Алешникова». Я сказала, что роль актрисы Наташи мне не нравится, лучше я вообще не буду сниматься. И меня утвердили на Зою».

По словам Натальи Кустинской (роль Наташи), в «Три плюс два» она снялась лишь по большой случайности. На пробы её пригласил знакомый оператор. Она отснялась и уехала в Ленинград, где играла главную роль в фильме «После свадьбы» (12+). Месяц проходит — никаких известий. Кустинская уже и забыла о пробах, когда случайно зашла в дирекцию киностудии. Оказалось, там уже давно лежала для неё телеграмма. В тот же она день вылетела в Крым на съемки.

Мужские роли в фильме сыграли тогда ещё совсем молодые актёры Андрей Миронов, Евгений Жариков, он тогда вообще был ещё студентом ВГИКа, и Геннадий Нилов.

Большая часть съемок велась в Крыму, кое-что снимали в Риге и совсем чуть-чуть — в Ленинграде.

В Крыму актёры долго загорали, обрастали бородами. А вот с девушками вышел конфуз. По замыслу режиссёра, первый раз они должны били появиться в кадре совсем незагоревшими. Но две Наташи тут же помчались на пляж. В результате загорели так, что в первые дни съёмок тело приходилось максимально закрывать одеждой, а открытые участки подсветлять гримом.

Сцены в цирке снимали в Ленинграде. Наталья Фатеева снималась с настоящим тигром, которого дрессировал Вальтер Запашный. Из воспоминаний Натальи Фатеевой: «Самое обидное, что вся моя храбрость при съёмках — как я облокотилась на тигра, как я его гладила и даже приударяла кулаком — не вошла в фильм. Эти кадры забраковали, так как в них попала рука Запашного, который держал тигра за ошейник».

Вещи для съемок — красивые трусы, шорты — с трудом достали у фарцовщиков. За появление в городе в шортах актёров все время забирали в милицию. В то время считалось, что ходить в шортах — неприлично, заграницей отдает. Тогда актёрам выдали справки, где написали, что они снимаются в картине и имеют право ходить в шортах и носить бороду. Пострадала из-за одежды и Наталья Фатеева. Как-то съёмочная группа выбралась в ялтинский ресторан, а актриса прямо со съёмочной площадки пошла в укороченных брюках. На пороге её развернули: вышел указ женщин в брюках в рестораны не пускать! Пришлось всем идти в кафе попроще.

Заканчивали съёмки фильма в ноябре. Сцены в палатках доснимали в павильоне в Риге. Но вот сцены на пляже снимали на побережье в Крыму, там же пришлось переснимать и несколько летних сцен. В ноябре даже в Крыму довольно-таки прохладно, и море холодное. В это время уже не купаются. Несмотря на то, что после каждой сцены актёров укутывали, они всё равно сильно мёрзли. И режиссёр официально разрешил выдавать актёрам на съёмочной площадке коньяк, чтобы они могли согреться и не простыли.

За время съёмок актёры очень сдружились. Потом Евгений Жариков даже стал крёстным сына Геннадия Нилова. Кстати, сын Алексей Нилов, впоследствии стал знаменитым, сыграв капитана Ларина в сериале «Улицы разбитых фонарей».

Здесь же, на съёмках этого фильма, к Андрею Миронову пришла первая любовь. Ему было 22 года, актрисе Наталье Фатеевой 29. Для него это было первым серьёзным чувством, а у актрисы к тому моменту за плечами был развод и ребёнок от предыдущего брака. Актриса — одна из первых красавиц советского кинематографа, её окружала толпа кавалеров. Миронов очень страдал, пытаясь добиться от Натальи взаимности. Он был очень благородным человеком, и его ухаживания носили вид постоянной заботы и опеки. Актриса не раз в интервью говорила, что очень благодарна Андрею Миронову. В том году Фатеева переживала болезненное расставание с Басовым, и внимание Миронова очень помогло ей пережить этот трудный период.

Когда работа была закончена, Миронов захотел представить возлюбленную родителям. Фатеева на знакомство поехала с сыном, чтобы сразу не возникло никаких вопросов. После этой встречи роман сошёл на нет —поговаривали, что властная мать актёра Мария Владимировна потенциальную невестку не одобрила.

Остаётся добавить, что фильм снимался сразу в двух форматах — обычном и широкоэкранном. Но дело в том, что большинство кинотеатров в СССР не были адаптированы под широкоэкранное изображение и эту версию показывали только в самых крупных городах. Широкоэкранная версия на 22 минуты больше, чем обычная, некоторые сцены сняты и смонтированы по-другому. Специально для неё были сняты титры в виде написанных на песке фамилий актёров, которые смываются набежавшей волной, а в первых сценах показываются стандартные южные пляжи, на которых яблоку негде упасть, что объясняет стремление молодых людей уехать подальше «дикарями». Впервые широкоэкранная версия была показана по телевидению в 2014 году. Полная необрезанная телевизионная версия вышла в эфире Первого канала 8 марта 2015 года.

В ТЕМУ:
В российских кинотеатрах антиутопия по-русски, ностальгия по-корейски и кино по-итальянски

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен