Девицы лёгкого поведения, граммофоны и Есенин: ночная экскурсия в «Мире говорящих машин»
«Весеннее обострение» (16+) — так называется ночная экскурсия, которую провели в музее «Мир говорящих машин» этой весной. Началось мероприятие довольно необычно — с обсуждения хабаровских борделей XIX века, продолжилась стихами Есенина, а закончилась в зале, посвященном миру винила и CD-дисков под песни Робби Уильямса.
«Весеннее обострение» в музее «Мир говорящих машин» началось с обсуждения хабаровских борделей позапрошлого века. Оказывается, в тогдашнем Хабаровске публичные дома были вполне обычным делом. Первые дома терпимости располагались по нынешним меркам в самом центре города — недалеко от Комсомольской площади.
— Вот здесь, в районе улицы, которая называлась Артиллерийская был целый квартал борделей, около десяти домов, — показала ведущая экскурсии Мая Раджепова место на карте Хабаровска датированной 1911 годом.
— Потом их вынесли на границу города, — нынешнего района современного торгового центра «НК-сити». Тогда здесь была улица Фонарная. В России это дело было легализовано еще при Николае I. Девушки, работающие в таких заведениях, платили налоги, у них был «заменительный билет» и обязательные регулярные медосмотры. Официально туда принимали женщин с 21 года, но подделать документы в то время можно было очень легко, так что встречались и дамы гораздо моложе, — продолжает ведущая. — Внешне по ним никогда не скажешь, чем они занимались. Можно было решить, что это крестьянки или швеи. Кстати проституткам того времени запрещалось пользоваться косметикой, так как считалось, что макияжем можно скрыть болезненные язвы.
Вспомнили на экскурсии и о говорящих куклах конца XIX — начала XXвеков. Запись звуков тогда только начала свое развитие, поэтому некоторые из игрушек издавали очень страшные звуки, больше похожие на клич дьявола, чем детский смех.
Затем гости, вооружившись фонариками, один за одним осторожно поднялись по узкой лестнице на второй этаж. Здесь находится зал с самыми старинными экспонатами музея. Музыкальное путешествие в прошлое началось с фонографа Томаса Эдисона. В окружении многочисленных старинных вещей ведущая вечера рассказывала об истории появления граммофона, и о том, как в дальнейшем он трансформировался в патефон.
Гости узнали, что граммофон — коробка с большой трубой, в которой находился пружинный механизм, вращающий поддон с пластинкой. Звук извлекался специальным откидным механизмом, центром которого была игла, скользившая по пластинке. Для завода была приспособлена специальная ручка сбоку ящика. А патефон — русский вариант портативного компактного граммофона, изначально поставляемого в Россию и СССР фирмой «Пате».
Принцип завода и проигрывания пластинок был тот же. Однако громоздкую трубу убрали и сделали небольшую встроенную. Сам же аппарат был упакован в чемоданчик и мог легко складываться и переноситься, при этом ему не нужны были ни электричество, ни другие элементы питания. Однако звук при воспроизведении патефоном был хуже по качеству, чем у граммофона.
Послушав через старинный аппарат отрывок песни «Когда весна придет, не знаю», гости переместились в следующий зал. Луч фонаря то и дело выхватывал в кромешной тьме полки с кассетами, старые советские магнитолы, бюст Кола Бельды и даже телефонную будку. Гости попали в зал советской эпохи.
Здесь хранятся не только экспонаты, связанные с музыкой, но и все, что отражает то время. На полках можно найти паспорт гражданина СССР, газеты с заметками, написанные от руки, награды, старые фотоаппараты и фотографии. Советские раритеты из прошлого, подсвеченные ручным фонариком, делали путешествие в прошлое каким-то мистическим.
А чтобы гости смогли еще больше ощутить атмосферу ушедшей эпохи, экскурсовод предложила послушать пластинку с записью Сергея Есенина.
— Многие в этом месте признаются, что ожидали услышать из динамика голос Сергей Безрукова. Но на самом деле истинный звук речи поэта значительно отличается от киношного. Он более низкий и даже грузный. Ощущение, что стихи читает пожилой и тучный человек, — отметила экскурсовод. — Конечно, сказываются и звуковые искажения.
После этого гости смогли насладиться звуком с пластинок с песнями Кола Бельды, а потом перешли в зал современности, где пластинки сменили CD-диски, а место проигрывателей заняли электронные аппараты. Крутящийся под потолком диско-шар и записи Робби Уильямса настроили на расслабляющую атмосферу, а после увлекательной экскурсии гости смогли отдохнуть на уютных диванчиках и сделать фото на память.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен