По ту сторону сцены: пробежались по закулисью музтеатра
А вы знаете, как устроена жизнь по ту сторону сцены? И сколько в театре на самом деле этажей? А где делают декорации, и как они попадают в зал? И что такое — бетонный занавес? Обо этом и не только вам расскажут на экскурсии по Хабаровскому краевому музыкальному театру (12+).
Экскурсия проходит по скрытому от зрительских глаз таинственному миру закулисья. Это путешествие — возможность прикоснуться к жизни театра, невидимой из зала.
Начинается экскурсия с рассказа о самом театре — одном из старейших в России. Считается, что он был первым профессиональным театром оперетты в СССР.
Его история берёт своё начало аж в 1926 году, когда в Хабаровске опереттой Имре Кальмана «Сильва» (12+) начал свою работу Дальневосточный трудовой коллектив артистов комической оперы. В те далекие годы хабаровчане называли молодую труппу «театром радости».
Театральный сезон 1928 года театра открыл в здании бывшего Военного собрания по ул. Шевченко, 7. Сейчас здесь работают Дальневосточный художественный музей и краевая филармония. На сцене шла первая советская оперетта «Женихи» (12+).
По адресу, известному нам сегодня, театр переехал в 1977 году. И кто бы мог подумать, что это невысокое с виду здание на самом деле имеет не много ни мало, а 12 этажей! Если за первый этаж принять уровень улицы Карла Маркса, то вверх уходят десять, два этажа находятся под землёй. В эти «верхние» входят такие этажи, которые вроде бы есть, но которых и нет. Например, над главной сценой театра почти 30 метров свободного пространства — до самой крыши. Это место занято приспособлениями для опускания и поднимания кулис, софитов декораций и множества других вещей.
А ещё здесь расположено чудо инженерной техники — бетонный занавес. Правда, чудом он оказался только для нас. На самом же деле это стандартное инженерное решение, обязательное для всех театров, где зрителей в зале — более шестисот человек. Этот занавес — противопожарный и действительно сделан из бетона. Даже страшно подумать, сколько он весит! Такой занавес нужен на тот случай, если на сцене вдруг начнётся пожар. Он опускается и «отрезает» зрителей от огня. Когда в театре завершается сезон, его регулярно испытывают, делают профилактику. К счастью, по прямому назначению бетонное чудо ни разу не использовалось.
— Для зрителей доступны только три этажа, остальные — для работников театра, — рассказывает начальник отдела маркетинга ХМТ Анна Шестопалько. — Внизу располагаются бутафорский и столярный цеха. Всего в штате 330 человек, из них 150 — на сцене. Труппа артистов около сорока человек, столько же оркестр, балет. Театр сам создает весь реквизит: от париков и костюмов до самых сложных декораций. Производство затратное — на один спектакль может уйти до семи миллионов рублей.
Со сцены группа идёт туда, куда обычному зрителю не попасть. Святая святых — гримёрки и мастерские, где, собственно, и рождается сказка.
По дороге рассматриваем костюмы, фотографируемся: в коронах и в шляпах, с детским «конвертом», где неожиданно для всех оказывается кукольный малыш-негритёнок. И даже с пучком гигантской морковки!
— Гримерки артистов — это их второй дом, — продолжает экскурсию Анна. — Все костюмы вывешиваются перед спектаклями в коридоре. Наши службы экономят время артистов, у них есть помощники, чтобы они не отвлекались от своей главной задачи — исполнить роль красиво и правильно.
Во время нашей экскурсии в театре шла репетиция спектакля «Обыкновенное чудо» (6+). Было очень интересно наблюдать за работой актёров и музыкантов не только из зала, но и с «тыла», стоя за кулисами. Здесь же компактно расположились декорации к другим спектаклям. А чтобы узнать, где их делают и как они попадают на сцену, мы отправились на самый верх служебной лестницы, куда в основном поднимаются только художники-декораторы.
По дороге заглядываем ещё в один таинственный закуток. В этой комнате хранятся парики. С удивлением узнаём, что каждый парик делается не только для конкретного спектакля, но и для каждого актёра, сколько бы составов в этом спектакле не играло. У каждого парика — своя полка и бирка с именем. К каждому — особый подход и уход.
Но вот мы поднимаемся на самый верх. Везде — эскизы, рисунки, краски, картины, портреты... На просьбу экскурсоводов быть поаккуратнее никто не обращает внимание, но к «лифту» для декораций всё же подходят с большой опаской. Ещё бы! Только от одного взгляда вниз уже начинает кружиться голова.
«Лифт» представляет из себя шахту от самого верха до сцены, приблизительно восемь этажей. Готовые декорации спускают из цеха на специальных тросах. Анна рассказала, как однажды декорация застряла поперёк — ни туда, ни сюда. Хоть бригаду высотников вызывай. Но обошлось — помог самый храбрый сотрудник, который спустился на верёвках и всё исправил.
Конечно, мы задавали много вопросов, и, конечно же, нам на них отвечали. И побывали мы не только в тех местах, о которых вы сейчас прочитали, но и в другие уголки заглянули. Только вот рассказывать об этом мы не будем, чтобы не выдать всех секретов.
— Мы были на экскурсии, когда театр готовился к премьере сказки «Летучий корабль» (6+), — рассказала хабаровчанка Алиса Аполунина. — Было так интересно побывать за кулисами, посмотреть, как готовят декорации. Я пыталась угадать, для какой сцены что предназначено, но так и не догадалась. Узнала, только когда пришла на спектакль. Но больше всего в театре мне понравились шляпы и костюмы. Я занимаюсь танцами, и было очень интересно узнать, как шьют такие с виду тяжёлые платья, чтобы в них можно было легко танцевать.
Вот как раз этот «секретик» нам на экскурсии и рассказали. И даже показали, и дали руками потрогать. Но выдавать эту тайну мы не будем — приходите, узнаете.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен