Это было у моря, или Закрытие театрального сезона по-итальянски
Закрывая нынешний театральный сезон, Хабаровский музыкальный театр порадовал своих поклонников ещё одной премьерой — музыкальной комедией «Больше, чем любовь» (12+) в постановке режиссёра из Санкт-Петербурга Снежины Копровой.
О чём она? О любви или ненависти? Или о том, сколько шагов нужно пройти, чтобы разрушить старое и создать новое? И как удержать в себе то, что мы называем любовью? Главные герои спектакля — Ева, Бруно и Марио. Классический любовный треугольник. Но обычный ли он? И что в этих отношениях не так? Именно это и предстоит понять зрителю.
Как рассказала Снежина Копрова, спектакль создан по мотивам комедии Альдо Николаи «Это была не Пятая, а Девятая», но режиссёр отошла от классического сценария. И музыкальная комедия получилась больше ориентированной на современность. В переработанном варианте пьеса писалась специально для Хабаровского музыкального театра: изменился финал, сократилось большое количество диалогов. Убрали юмор, который сейчас уже неактуален, так как там было много отсылок на 70-е годы.
В спектакле на русском языке звучат итальянские песни, которые знакомы и людям старшего поколения, и молодым. Они составляют золотой фонд итальянской эстрады. И как отмечают актёры, все песни и мелодии удивительным образом совпали с переработанной пьесой. Литературный и ритмический перевод Снежина Копрова делала сама. Говорит, были определённые сложности, потому что в итальянском языке много слов с ударением на первом слоге, в русском языке таких слов мало. Заниматься переводом начала ещё в январе, а к моменту её приезда в Хабаровск уже были сделаны оригинальные аранжировки.
— Название «Больше, чем любовь» я дала потому, что вряд ли людей в любые времена интересовало что-то больше, чем любовь, — говорит Снежина. — Разговор в спектакле о том, что каждый хочет быть любимым, но не каждый понимает, что любовь требует больших эмоциональных затрат. Что любовь — это чувство, которое тебя полностью способно изменить. Ты начинаешь другими глазами видеть мир, совершать миллионы открытий. И ты себя не узнаёшь. Всё переворачивается с той минуты, когда человек чувствует, что он любим, чувствует в себе силы любить. И нет того, кого эта темы бы не заинтересовала. Как сказал Александр Пушкин: «Любви все возрасты покорны». В спектакле непростая героиня — невероятной притягательности женщина, которая повелевает чувствами мужчин. И наша задача была сделать так, чтобы зритель сам задал себе вопрос: а он смог бы так, а он сам-то способен любить и жертвовать? И чем жертвовать — собой или кем-то в этих отношениях?
А ведь в самом начале спектакля зритель даже не подозревает о том вихре чувств, которые разгорятся по ходу действия. Казалось бы: море, пляж, пальмы... На берегу встречаются Он и Она. Она — на грани срыва — муж больше не любит, и ей не на кого растрачивать весь свой пыл. Он — просто приехал отдохнуть. И вдруг... Закрутило и понесло. Кто ж знал, что эта роковая женщина отправит его сначала в больницу, потом в тюрьму, в психушку, устроит в его квартире пожар. Но всё равно отныне не будет для Бруно больше никого дороже его любимой Евы. Так же, как в своё время была она самой любимой для своего мужа — Марио.
— Мы когда только начали читать пьесу, я сразу сказал, что убил бы такую женщину ещё на второй странице, — смеётся исполнитель главной роли Бруно заслуженный артист России, народный артист Хабаровского края Денис Желтоухов. — Но работать над такой сложной ролью было радостно, потому что она характерная. Такие роли для артиста — подарок. Бруно влюблён в свою Еву. А играть любовь нельзя. Надо действительно любить друг друга. Это самое сложное искусство. Такие спектакли можно сравнить только с долгожданным ребёнком, которого надо зачать и выносить, а потом холить и лелеять. Очень непростой процесс.
Еву играет народная артистка России Татьяна Маслакова. Это не первая роль, где она вместе с Денисом Желтоуховым выступает в «любовном» дуэте.
— Я очень люблю такие роли и работаю над ними с удовольствием. Потому что играть, скажем так, человека не очень положительного, намного интереснее. Больше красок, нужно быть разной. Есть возможность побаловаться в хорошем смысле этого слова. И ты в этом купаешься, ты получаешь от этого удовольствие.
В образе Евы самое сложное, говорит Татьяна, — смена сценических костюмов. Здесь их шесть — ярких, незабываемых и абсолютно разных. Каждый костюм — новое настроение и другая ступень отношений. Жёлтый — для солнечного пляжа, чёрный — со змеёй на груди — для посещения тюрьмы, розовый — для домашних хлопот в квартире любимого мужчины. Самый тяжёлый, в буквальном смысле слова, костюм — костюм роковой женщины, красный. Он весит восемь килограммов, но по ощущениям актрисы — гораздо больше. В нём сложно ходить, в нём очень жарко. Но, глядя на актрису на сцене, такая мысль даже в голову не приходит. Почти ко всем костюмам, кроме «домашнего», идёт шляпка, и во всех сценах — изящные туфельки на высоких каблуках.
— Костюмы мы получили за несколько дней до выхода спектакля, не было особо времени их обкатать, обжить, — говорит актриса. — Первый раз на репетиции я даже не успела переодеться к своему выходу. Поэтому в некоторых номерах пришлось добавить музыки. Ну, и тренировалась, конечно, чтобы успевать. Сейчас даже время остаётся.
В роли Марио в спектакле выступают два актёра, дублируя друг друга — Сергей Буков и Дмитрий Злобин.
— Я постоянно убеждаюсь в безграничности работы нашей профессии. В невероятно сильнейшем человеческом потенциале. Одна из главнейших задач нашей профессии — это найти интерес в материале. Понять, как это отзывается у тебя внутри, откликается в жизни. И какой свой опыт ты можешь передать зрителям, чтобы они задумались над происходящим действом, — говорит Сергей Буков. — Спектакль идёт в двух действиях, но на сцене времени вообще не замечаешь. Когда у тебя классные партнёры, кажется, что играть можно бесконечно. Большое спасибо режиссёру. Она позволяла нам, артистам, профессионально баловаться. А это очень важно, когда тебе дают актёрскую свободу, о которой ты мечтаешь.
Наверное, к разряду «побаловаться» можно отнести и «пожар» в квартире Бруно. И это пожар не только от сгоревшего пирога, но и огонь души. Совершенно необычный танец с красными гимнастическими лентами с элементами спортивной гимнастики атмосферно передал это состояние. Примечательно, что участвовали в нём не только балетная группа, но и артисты хора. Как сказала Снежина, нужно было показать пожар, не спалив сцену. И это удалось!
— Это было невероятно сложно, — рассказывает балетмейстер-постановщик Софья Прилуцкая. — Гимнастическая лента 5 метров, мы такого позволить себе на сцене не могли, так как много действующих лиц — просто запутались бы. Поэтому ленты значительно короче, из-за чего было сложно делать некоторые элементы. Мы долго над этим работали. На репетициях вылетали палки из рук, постоянно попадали кому-то то в глаз, то в нос, рвались ленты. Было сложно и весело. Особенно сложно для артистов хора. Им же при этом надо и видеть дирижёра, вступать, менять рисунок. А тут ещё дым, свет! Но они — настоящие бойцы за искусство, за творчество, за любовь, за красоту. И я каждый раз при новых постановках восхищаюсь всеми артистами нашего театра. Они очень смелые, отзывчивые, а самое главное — фанаты своей профессии.
«Побаловаться с лентами» — задумка художника-постановщика спектакля Екатерины Лизогубовой и, конечно же, режиссёра.
Надо отметить, что Снежина Копрова приехала в Хабаровск впервые, хотя с музыкальным театром уже работала. Она создала инсценировку для спектакля «Письма Надежды» (6+), который получил сразу три награды V Международного театрального онлайн-фестиваля «Дороги Победы» (12+).
— Замечательно, что режиссёр из Петербурга может знать таких актёров в Хабаровске. Мне очень нравится хабаровский коллектив. Я вижу здесь включённых, ответственных на каждом этапе своего дела людей — здесь все включены в то, чтобы было хорошо. Хабаровский театр музыкальной комедии — большой налаженный организм, с которым легко работать. И это здорово!
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен