Приключения, классика и «Мурзилка». Что читала наша редакция
«О чем мы говорим, когда говорим о прочитанных книгах» — так можно перефразировать название одного из произведений японского писателя Харуки Мураками применительно к нашей редакции.
Между километрами написанного и отредактированного мы еще успеваем читать классику и современность. Да не просто читать, а отделять зерна от плевел — то есть выявлять самую суть, зацепившую наши души. А значит (теплится надежда) и почитателей сайта «Хабинфо» к хорошему делу — чтению, привлечь.
Итак, делимся рассуждениями о том, что мы прочитали прошедшим летом.
Ирина Климченко, редактор газеты «Анонс»:
Летом я прочитала несколько книг. В основном, это лёгкие «женские» детективы, к которым многие относятся с некоторым презрением. Однако лично мне они помогают отдохнуть и переключиться на другие дела. Но речь пойдёт вовсе не о них.
«Амазонию» Джеймса Роллинса (16+) мне посоветовала старшая дочь. Потрясающая книга, особенно для тех, кто любит загадки и приключения. Захватило с первой страницы!
Но даже сейчас, перелистав её ещё раз, я так и не смогла определиться с жанром этого произведения. Здесь переплелись научная фантастика и мистика, любовный роман и приключенческий триллер. У книги своя потрясающая атмосфера, которая затягивает тебя по уши в неизведанный мир.
В джунглях Амазонки находят белого человека без языка. Он умирает, успев передать миссионеру жетон с именем Джеральда Кларка, спецназовца армии США. Джеральд Кларк был агентом разведки и пропал в Бразилии четыре года назад вместе с экспедицией, организованной специалистом по тропическим растениям Карлом Рэндом. Какие тайны хранит в своих девственных лесах эта загадочная область Земного шара? Где находился Кларк целых четыре года? И какая судьба постигла остальных членов экспедиции?
По следам пропавшего отряда отправляется команда ЦРУ, в состав которой вошёл и сын Карла, Натан Рэнд. Им противостоит банда головорезов. Их отправила фармацевтическая компания, которая мечтает завладеть таинственным растительным лекарством индейцев ради собственной наживы. Герои книги находят древние цивилизации и заброшенные территории, которые хранят страшные тайны.
Это первая книга Джеймса Роллинса, которую я прочитала. И тут же нашла ещё несколько его произведений, которые ждут своей очереди. Среди них «Пещера» (16+), «Бездна» (16+), «Айсберг» (16+).
Екатерина Подпенко, корреспондент:
Мое лето прошло вместе с японским писателем Харуки Мураками. Люблю его очень давно, прочитала много произведений. И поймала себя на мысли: почему в некоторые периоды жизни хочется перечитывать его рассказы снова и снова?
Так, например, с произведением «Мой любимый спутник» Харуки Мураками (16+). Кто-то в нем видит философские смыслы, а я вижу поиск себя. А читая книгу, попадаешь в такую атмосферу, как будто беседуешь с мудрым другом, который тихо шепчет: «Все будет хорошо, не торопись, просто живи и будь собой».
Второе произведение автора, которое я перечитала этим летом, — «О чем я говорю, когда говорю о беге» (16+). Она на меня действует как лучший мотиватор. Этот рассказ-размышление о том, как бег стал важной частью жизни героя, стала для меня неким практическим руководством к действию. И речь в моем случае совсем не про бег. Мураками, как большой мастер слова, отлично объясняет, как физическая активность может быть метафорой для жизни — иногда трудной, иногда успокаивающей.
Люблю этого автора еще и за то, что это не просто интересные истории, это погружение в особое состояние. Окунаясь в его запутанные миры, свой мир уже не кажется таким сложным, а многое вдруг становится — понятным.
Владимир Мишин, редактор сайта «Хабинфо»:
Когда я был маленьким, мама всегда выписывала и покупала в газетных киосках большое количество детских газет и журналов. Я с увлечением читал газету «Жили-были»(0+), «Муравейник»(0+), различные молодёжные журналы о звёздах (с детства люблю шоу-бизнес) и, конечно, ставшие уже классикой «Весёлые картинки» (0+) и «Мурзилку» (0+).
Прошло время, и теперь уже бабушка, моя мама, выписывает того самого «Мурзилку» своему внуку — моему сыну Тёме. В этом году журналу исполняется 100 лет. Немалый срок.
Листаю я его, а он за 30 лет не изменился. Авторские рисунки — в каждом номере они разные. Разные и авторы стихотворений, рассказов и различных заданий. Задания, кстати, очень увлекательные. Мы с сыном выполняем их вместе и долго смеёмся над забавными рисунками. Спасибо редакции «Мурзилки» и нашей маме и бабушке за приятное времяпрепровождение.
Алексей Денисов, руководитель компьютерного центра:
Наслушавшись последних новостей, в свободное время решил перечитать книгу Беркема аль-Атоми «Мародер» (16+), которая написана в жанре постапокалипсиса еще в 2007 году.
Фабула такова. С позволения властей Альянс решил навести «порядок» в нашей стране силами военных. Россия распалась на отдельные княжества, оказавшись под контролем внешних сил — Америки, Китая, Польши и других стран, которым нет дела до аборигенов, они заняты выкачиваем рессурсов. Главной валютой местного населения становятся оружие и патроны, а в стремлении завладеть госхранилищами еды граждане готовы порвать друг друга.
Главный герой книги — хитрый и ловкий татарин Ахмет — пытается выжить в этом хаосе, используя различные методы, но в итоге погибает, поскольку борьба в одиночку не приводит к успеху, даже если ты очень умён и проницателен.
Несмотря на восхищенные отзывы «выживальщиков», книга содержит множество примеров того, как не надо вести себя во время гражданской войны и под властью интервентов. Она очень жёсткая, но при этом поучительная.
Наталья Сорокина, координатор проектов:
Что мы только в своей жизни не читаем! И не всегда это художественная литература. Решила я, взрослая женщина, перечитать две замечательные книги, которые мне когда-то помогли подготовиться к экзамену по истории. На самом деле я очень люблю историю, и не только нашей страны. Часто читаю документальную литературу, просматриваю архивные хроники, которые есть в доступе, изучаю работы археологов.
Но в данном случае я расскажу о серии книг «История России в рассказах для детей» (12+) за авторством Александры Ишимовой — книг, написанных в позапрошлом веке. В серии всего два тома, которые объединяют период от возникновения государства российского до последних лет правления Александра Первого.
Основные вехи истории того времени рассказаны доступно и легко, без лишней лирики, с необходимыми сносками и пометками. При этом автор будто разговаривает с читателем, повествуя о временах правления князей, нашествии татар, Ермаке, правлении Петра Первого, Суворове, Отечественной войне 1812 года и других драматических событиях прошлого России.
Стоит сказать, что прежде чем написать свои рассказы, Александра Ишимова ознакомилась со множеством исторических источников и трудов. С каждой прочитанной станицей узнаешь много нового об истории России, поскольку не все моменты обозначались в стандартных учебниках истории.
Также на страницах книг удивительным образом переплетены исторические события и строки из произведений друга автора — Александра Пушкина. Например, рассказ старца-монаха о тогдашней жизни Иоанна IV или славном пире Петра I.
К слову, Александра Ишимова была знакома не только с Пушкиным, но и с Жуковским, Тургеневым и другими выдающими деятелями литературы. Возможно, поэтому изложенную ею историю России воспринимаешь не как занудный учебник, а как беседу с другом.
Ольга Кузьмичева, корреспондент:
Для меня всегда проблематично найти книгу для чтения. Обыкновенно процесс выбора вызывает такие мучения, что к моменту, когда произведение уже найдено, ты не испытываешь ничего, кроме усталости. А уж если прочтённое не вызвало ожидаемой эмоции, то прибавляется ещё и разочарование. Именно поэтому я часто возвращаюсь к писателям, которые особенно любимы мною — одним из таких является Пушкин.
Казалось бы, сколько можно? Читали мы вашего Пушкина вдоль и поперёк, зачем к нему лишний раз возвращаться… Вот и я так когда-то думала, пока летом, волею судьбы, не перечитала «Повести Белкина» (12+) и не обратила внимание на «Гробовщика» (12+).
Что же меня так удивило? Думаю, количество интерпретаций и отсутствие уверенности в том, что одна из версий происходящего является верной. Про главного героя, Адриана Прохорова, можно подумать как о человеке, наживающемся на горе или же уставшем от собственной работы.
Происходящее с ним посчитать дурным сном или жуткой реальностью, а людей, его окружающих — проводниками или случайными знакомыми. А после прочтения прийти к различным выводам: решить, что герой не изменился и не прошёл никакого пути (если считать, что происходящее было сном) или, наоборот, переменился к лучшему.
Но удивительнее всего то, что двойственность, присущая Пушкину, проявляется и в других его работах — в большей или меньшей степени. Вот и в «Повестях Белкина» возникает «двоемирие»…
Светлана Гузева, дизайнер:
Когда в семье появляется особенный ребенок, приходится читать «особенные» книги. Этим летом я читала «Запрещенное» горе» (18+) Гурли Фюра. Автор — известный шведский психолог и психотерапевт. Эта книга посвящена психологической помощи родителям детей-инвалидов. Думаю, такие книги полезно читать не только таким родителям.
Еще я перечитывала. Например, «Вампиры. Из семейной хроники графов Дракула-Карди» (16+) Барона Олшеври. И «Мастер и Маргарита» (16+) Михаила Булгакова. Эти две книжки я читала в школе, в классе восьмом, наверное. Решила вспомнить, поскольку в моем детстве это было увлекательное чтиво. Приятно развлекло оно меня и прошедшим летом.
Дмитрий Судаков, редактор газеты «Хабаровский Экспресс»:
Летом читал километры текстов, но в основном только по работе. Самому интересно, почему и когда начинается очередной книжный «запой», а потом — раз! — и все кончается, один вид бумажных изданий вызывает отвращение.
Впрочем, через не могу все три месяца «добивал» начатый весной томик пушкинской исторической прозы. Там, в основном, одни обрывки, незаконченные фрагменты: увы, не успел его гений развернуться как следует на этой стезе.
Хотя и тут впечатляет разброс интересов автора — тут и «Очерки истории Украины» (18+), перевод воспоминаний янки, жившего в племени индейцев (кстати, рекомендую, «Джон Теннер» (18+), очень интересно), исторические анекдоты от княгини Загряжской (18+), французская революция и т.д. и т.п. При этом мне особенно понравились «Записки бригадира Моро де Бразе, касающиеся до турецкого похода 1711 года» (18+).
Читаю — и не могу поверить своим глазам: как такое пропустила царская/бенкендорфовская цензура! Здесь просто впору брать редакторские уроки у Александра Сергеевича.
С одной стороны, он безжалостно, в кратком предисловии развенчал автора — как наемника, авантюриста, фанфарона, который не прочь приврать. Да и встречающиеся пометки по ходу текста тоже очень похожи на острые «шпильки» в адрес разных иностранцев, что должно явно польстить вельможным читателям из «русской партии».
С другой стороны, выбранный для публикации в пушкинском журнале «Современник» (18+) текст даже сейчас выглядит взрывоопасно. Здесь видно изнутри одну из многочисленных военных авантюр Петра Великого, показана непомерная кровавая цена таких «подвигов», а также — сколь тонка грань между воспеваемыми потомками победами и постыдными поражениями очередного царя-батюшки, о которых и спустя века не так просто напечатать на родине такой вот небольшой фрагментик…
Ольга Ушакова (Соколова), редактор газеты «Хабаровский пенсионер»:
Летом мое чтение не было серьезным. Я, можно сказать, не читала, а почитывала. Время от времени и малые формы. Василия Макаровича Шукшина, к примеру. Автор настолько глубокий, что как раз хватает прочитать в день один небольшой рассказ — и сутки быть под впечатлением.
К примеру, рассказ «Алеша Бесконвойный» (0+). Весь он — описание одного дня, когда герой топит субботнюю баню. Все его чувства, всё его ожидание блаженства, философия неторопливости бытия, когда нельзя торопиться, а надо жить бувально каждым моментом. И финал: вернувшемуся из бани герою жена говорит, что надо пойти в стайку, борова закрыть. И всё: «Баня кончилась. Суббота еще не кончилась, но баня уже кончилась». В этом весь Шукшин — человека, как птицу, влёт подстрелили.
Но Шукшин был у меня уже на излете лета. А вначале… Вот когда на меня такое несерьезное почитывание накатывает, под раздачу первым попадает сборник юмористических рассказов Надежды Тэффи (18+).
Нравятся они мне тем, что мудры, коротки и остроумны. А удивительное в контактах с умницей Тэффи то, что я ни разу прежде не дочитала сборник до конца. Об этом свидетельствуют закладки в книжке. То есть, почитала-почитала, заложила, переключилась на другое — закладка осталась.
В следующий раз через пару-тройку лет стих на меня найдет — начинаю читать заново, с первой страницы, с пояснений самой писательницы, как она стала Тэффи. Потому что невозможно это пропустить — надо ж понимать, с кем имеешь дело…
И все же, преодолев пять залежавшихся меж страниц закладок, я этим летом дочитала сборник Тэффи. И зрелый период ее творчества оказался на удивление современным.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен