В Москве состоялась отраслевая конференция «Книжные и электронные ресурсы в России: тенденции и перспективы развития». Ее организовали российский книжный союз, российская государственная библиотека, журнал «Университетская книга» (16+) и Минцифры РФ. На ней выступили руководители крупных издательств и маркетплейсов, чтобы «приоткрыть завесу» на минувший 2022 год, озвучить серьезные проблемы в отрасли и попытаться спрогнозировать 2023-й. Сказать, что читающий человек удивился – ничего не сказать. Экстраполяция вам в помощь, дорогие читатели, чтобы понять, как обстоят дела в других отраслях экономики.

Прощайте, иностранцы

Три часа бизнесмены-книжники анализировали итоги ушедшего года. Полная видеотрансляция доступна на одном из видеохостингов в интернете. Но, пожалуй, главные вызовы озвучил главред издательства «Альпина Нон-фикшн» Павел Подкосов.

Уход многих правообладателей, в первую очередь крупных издательств Англии и США (более 50%); проблемы с оплатой прав зарубежным партнерам; исчезновение некоторых видов бумаги и материалов; рост себестоимости (бумага на 20%, типография на 30%); ужесточение законодательства и регулярное появление новых ограничений; повышение чувствительности к цене; потеря многих традиционных инструментов маркетингового продвижения. Руководитель заявил, что издательство сознательно снижает маржинальность, чтобы людей не пугала цена книги. Поэтому в 2023-м будет больше ассортимента в мягком переплете и карманного формата. Другие спикеры сфокусировались на нюансах.

– Говорить о том, что год был не простым, не приходится. Мы к этому уже привыкли. Но рынок в рублях вырос за счет того, что издатели были вынуждены повысить цены, – говорит президент ИГ «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, – мы, пытались поднимать цены аккуратно. Если полиграфия и бумага с начала года выросли на 25-30%, мы постарались, чтобы рост цен был в пределах 25% и растянуть это на год, насколько это было возможно. Первые два месяца вселяют осторожный оптимизм, что рынок в 2023 году продолжит расти, но не за счет роста цен, а за счет возврата к объему продаж в экземплярах.

Главным подспорьем в продажах послужили маркетплейсы. По словам Олега Евгеньевича, их доля на книжном рынке приближается к 40%. Они существенно помогли всей индустрии, возвраты и наценки у них меньше, чем у книжных магазинов.

Например, руководитель книжного направления Ozon.ru Ирина Лихонкина сказала, что по статистике за девять месяцев 2022 года, рост оборота маркетплейса вырос на 34%. Средняя стоимость книги составляет 495 рублей, а потребитель не готов платить достаточно много. 62% от всех продаж книг по стране пришлись на регионы, а не на Москву, Санкт-Петербург и ближайшие к ним области. И самый большой прирост продаж зафиксирован в Хабаровском крае – 307%. На втором месте Приморский край и 178%.

Возвращаясь к правообладателям из других стран, чтобы рынок не страдал от отсутствия переводной литературы, гендиректор ГК «ЛитРес» Сергей Анурьев рассматривает следующий выход из положения – краткое содержание и видео-пересказ.

– С одной стороны – это развитие, с другой стороны – ответ на барьер снижения доступности книг зарубежных авторов. Мы видим такой выход из ситуации, хотя недавний опыт с принцем Гарри показал, что достаточно болезненно реагируют коллеги на вроде как вполне правовой продукт. Формат, сложно ограничиваемый по своей сути, он может содержать от 20% прямого цитирования до 90%, если кто-то об этом сможет грамотно в суде рассуждать, что это была… необходимость. В действительности это может привести к тому, что будет рост пиратства и будут самопроизвольно появляться пересказы на все книги.

Откат назад и несостыковки

Совсем другие проблемы отрасли «подсветил» гендиректор издательства «РОСМЭН» Борис Кузнецов. Задача детской литературы – в принципе, выйти на положительную динамику, потому что их сегмент активно проседает. Причиной этому служит совокупность факторов, часть из них уже озвучили коллеги. Интересно, что родители, как и все покупатели книг, тоже экономят на покупках. Если раньше экземпляры стоимостью больше 1000 рублей продавались комфортно, то в 2023 году это стало ценой отсечки.

Доставлять из Китая в Россию качественные детские книги стало дороже на 70%, и печатать их в российских типографиях – тоже дело непростое. Ведь таких крупных заводов можно пересчитать по пальцам руки, а полиграфические мощности в России не увеличиваются. Издатели готовы к тому, что будет битва за урожай и битва за типографии, где-то начиная с июня перед «горячим сезоном».

В целом, детская литература подорожала всего на 10-11% в ущерб маржинальности. Но параллельно этому начались так называемые демпинговые войны в магазинах массового потребления. Это значит, что товар продают по ценам ниже себестоимости. Последний раз Борис Кузнецов наблюдал такое примерно десять лет назад. Но не это было самым интересным в его выступлении, он озвучил наблюдения свои и коллег о госзакупках. На них издательствам можно сильно не рассчитывать?

– Я не понимаю, что в прошедшем году произошло с библиотеками. В 2021 году были финансирование и закупки, детских книг в том числе, мы это чувствовали. В 2022 году мы этого сильно не почувствовали. Мы не очень понимаем, сколько реально было выделено средств, потому что строки в бюджете – классно, здорово задумано – и доля детских книг была увеличена, но, сколько реально пошло на закупки в библиотеки, мы, например, так и не знаем. И по ощущениям того, что мы слышим, знаем, запрашиваем у оптовиков, в прошедшем году ситуация была тяжелее. И, по всей видимости, ассигнования были значительно меньше. Надеемся, что в 2023 году эти цифры будут реальными деньгами, – завершил свое выступление Борис.

Что-то позитивное и… классическое

Такая ситуация некоторых издателей заставила философствовать. Например, Сергея Макаренкова, гендиректора ГК «РИПОЛ классик».

– Восточная мудрость гласит: до просветления гора кажется горой, во время просветления гора – уже не гора, после просветления гора – снова гора. Вот у меня впечатление, что наш издательский мир находится в состоянии то ли до просветления, то ли после, но гора остается горой.

В издательстве драйверами продаж стали бренды и лидеры мнений. Так, например, «Бронепароходы» (18+), новая книга Алексея Иванова, популярность которого возросла на фоне «Пищеблока» (18+) и «Сердца Пармы» (18+), вышла высоким тиражом в 40 тысяч экземпляров. Но это, мы думаем, скорее исключение из правил.

Закончим описанием, пожалуй, самого позитивного выступления на конференции от Сергея Турко, главного редактора издательства «Альпина Паблишер». Им удалось сохранить коллектив, не снижая зарплаты. Хотя для этого были все предпосылки. Общие продажи группы компаний, куда входит издательство, выросли на 4,5% за счет роста цен. Хотя до 2022 года рост был 40%.

– Было депрессивное состояние рынка, особенно летом, сейчас мы наблюдаем некий выход. Психологическое состояние общества ушло вниз, но внизу жить долго сложно, мне кажется, что сейчас идет подъем. Экспертное ощущение, что мы стали печатать больше тиражей, – говорит Сергей Турко.

Если это допечатка тиража, то книги выходят в карманном формате с мягкой обложкой и на дешевой бумаге. Их чаще всего покупали в 2022 году. Приоритет издательства – читать должна широкая аудитория, для которой цена очень важна.

Пришлось компании менять привычки и в продвижении своего товара. Реклама в некоторых СМИ прекратилась из-за их закрытия. Лидеры мнения больше не дают рецензии, потому что уехали из страны. А каждую пятницу появляются новые иноагенты.

– Каждый раз думаешь: на кого звездочки ставить в книгах, а на кого нет? Очень много непонятного, что делать? Это заставляет делать очень много лишней работы, но что ж поделаешь, закон – есть закон, приходится этим заниматься, – сетует выступающий.

Новая серия книг (12+) издательства "Альпина Паблишер"

В 2022 году издательство пересмотрело тематику книг, сделав ставку на психологию и книги для общего развития. Станут выпускать меньше деловой литературы. В 2023 году запустят серию романтической прозы и серию главных книг русской литературы в тканевом переплете с новыми предисловиями.

Чем ни возвращение к советским многотомникам? Зато нет проблем с авторскими правами. Значит, будем читать больше Толстого, Чехова, Грибоедова, Пушкина и Гоголя? Кстати, художественная литература – самый продаваемый жанр, по мнению участников конференции. Напишут ли современные авторы что-то стоящее, на что игроки рынка захотят сделать ставку – неизвестно. А тут, похоже, иного выхода не наблюдается. Перечитывать и еще раз перечитывать…

Фото – скриншоты с трансляции


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен