Программный тупик: в Кремле про Дальний Восток забыли?
«Поворот на Восток», «новый ДВ-нацпроект» – чего только не слышали в последние годы дальневосточники от руководителей страны самого высокого уровня. Много надежд связывалось и с национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока до 2035 года, которую всем миром обсуждали в прошлом году. И вот зимой, еще до всех вирусных бедствий, вполголоса, мимоходом проскользнула шокирующая весть: разрекламированной программы не будет! Поневоле задумаешься – что за будущее теперь ждет российский Дальний Восток, обещанный «поворот на Восток» отменяется? федеральная программа развития дальнего востока
Нельзя сказать, что скандальной вести о крахе программы совсем никто не заметил. По этому поводу в прессе высказались два видных хабаровских ученых-экономиста, академик Павел Минакир и профессор Вадим Заусаев. В чем-то давние оппоненты разошлись, а где-то их мнения совпали.
Тут стоит напомнить, что наш макрорегион при помощи госпрограмм развивают еще с советских времен, и никто не отменял действующую программу развития Дальнего Востока до 2025 года. Почему вдруг ей решили придать статус «национальной» и разработать новую, версии разные: оптимисты полагают, что произошло это в свете провозглашенного Кремлем «поворота на Восток», пессимисты считают, что после включения в ДФО двух новых субъектов (Бурятии и Забайкалья) чиновники укрупнили и стратегический документ, а чего мелочиться?
В итоге на ВЭФ-2018 президент объявил о нацпрограмме-ДВ, позже в Минвостокразвития уточнили: важный документ представят на ВЭФ-2019. С помпой объявили всенародное обсуждение (кстати, на этот процесс отвели гораздо больше времени, чем в этом году обсуждали путинскую Конституцию). Сообщалось, что чиновники получили почти 20 тысяч предложений. Однако в сентябре на форуме о новом потенциальном нацпроекте уже ничего не говорили – как о мертвом. Туманно прозвучало лишь, что там надо что-то «отшлифовать».
Однако в январе в Минвостокразвитии скромно сообщили: мол, документ станет частью Стратегии пространственного развития РФ, которую планировалось принять в декабре 2020 года. То есть это будет всего лишь дальневосточный раздел в каком-то другом документе, и всего лишь в декабре? И стоило ради этого ДВ-огород городить?
– Как только речь пошла о ее упаковке в Стратегию пространственного развития, стало ясно, что программа умерла, не родившись. Это бывает, – констатировал в марте в интервью todaykhv.ru глава Института экономических исследований ДВО РАН Павел Минакир.
Опытный участник разработки целого ряда программ и проектов указал, что «все это было несколько странно. Программы так не делаются». Академик пояснил, в чем была странность: «Это был просто опрос «Чего вы хотите?». Что-то из всего этого сделали. Однако что именно – я не знаю. Мы просили Минвостокразвития дать возможность нам познакомиться с проектом, но от этого они уклонились. Никто никому ничего в результате не представил».
К слову, доктор экономических наук Вадим Заусаев не раз выступал с резкой критикой именно процесса принятия программы, указывая, что мнение опытных ученых-экономистов не просто игнорируется, но даже не востребовано чиновниками, рулящими этими процессами. В итоге отсутствие научного подхода, по его мнению, вылилось в шапкозакидательское стремление выдать желаемое за действительное. федеральная программа развития дальнего востока
В июле прошлого года Вадим Заусаев вместе со своим коллегой, доктором экономических наук Евгением Галичаниным прогнозировали: «Этот документ не станет руководством к действию ни региональных, ни федеральных органов власти и ориентиром для российского бизнес-сообщества. Не получен ответ на принципиальный вопрос: для чего России нужен Дальний Восток в настоящее время и обозримой перспективе? Как эту нужность обеспечить, и сколько понадобится ресурсов? В очередной раз строится дом на песке, чиновничья поделка «на полку». А время идет, и наш Дальний Восток все сильнее отстает от сопредельных территорий соседних стран!».
Павел Минакир также полагает, что сейчас для региона очень неблагоприятный период: «Внутренний спрос даже не стоит – он лежит. Покупательная способность населения «ниже плинтуса». Производственный спрос лежит, потому что не для чего производить, в том числе, и сырье. Еще хуже ситуация на внешних рынках».
Комментируя прессе поставленную задачу обеспечения шести процентов роста экономики в год, академик указал: для этого надо едва ли не половину ВВП, создаваемого в ДФО, тратить на инвестиции. Тогда ежегодно в макрорегион надо вливать не 800-900 млрд рублей, как сейчас, а до двух триллионов!
«То есть эти дополнительные деньги надо у кого-то изъять и дать ДФО. Там, где эти деньги вы заберете, все рухнет. А станет ли дальневосточная экономика тут же расти быстрее – еще вопрос», – пессимистично констатировал Минакир.
У Вадима Заусаева схожая оценка необходимых вливаний для подъема региона: порядка 1,2 трлн рублей в год в ценах 2010 года. Но Заусаев, несмотря ни на что, настроен оптимистично. Прежде всего, выходить на эту сумму инвестиций, по его мнению, следует постепенно, этапами, в течение 10-15 лет. федеральная программа развития дальнего востока
В апреле на страницах «Аргументов недели» экономист, комментируя проект указа президента РФ «О мерах по ускорению социально-экономического развития Дальнего Востока», предположил, чтобы глава страны все же утвердит многострадальную нацпрограмму региона. Вновь указав, что сейчас по инерции идет «сползание» макрорегиона в концессионный сценарий развития, который базируется на массовом использовании иностранной рабочей силы и капитала.
По мнению Заусаева, преодолеть «точку невозврата» и встать на национальный сценарий развития поможет политическая воля руководства страны, которому остро «необходимо научное обеспечение». Однако пока, скорее, приходится согласиться с точкой зрения Павла Минакира: «Нам-то, в отличие от чиновников, деньги платят, чтобы мы правду говорили. Правда, ее никто не слушает…».
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен