Советы нашим бизнесменам: не стреляйте себе в ногу
На очередной встрече делового сообщества в рамках проекта «Problem Solving Project» обсудили тему «Частный бизнес и его возможности в новой экономической реальности». Оказалось, что возможностей только две: либо затихариться – и будь что будет, либо попытаться найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Как говорится, кризис чистит кровь! бизнес советы
«Подушка» – подружка
Но сначала речь зашла о так называемой финансовой «подушке», которой, увы, не оказалось практически ни у кого. «Форс-мажора никто не ожидал»! Правда, генеральный директор ООО «Драйвер бизнеса» Юлия Мазур посоветовала на этот случай запасаться «подушкой» в среднем на три-четыре месяца. А иначе и думать нечего, чтобы выжить в кризис. Коллеги ей позавидовали: такую «подушку» сможет себе позволить далеко не каждый предприниматель – все живут «с колёс».
– А может, всё закрыть к чёртовой матери и не париться? – витала мысль в воздухе.
На что спикер ответила, мол, всё зависит от ваших целей – надо знать, чего вы хотите на самом деле.
– Сейчас отличный повод сделать ревизию своих ресурсов, – посоветовала Юлия. – А нужно ли вам это вообще? Может, вообще не надо быть предпринимателем?
– Весьма позитивное мнение, – вступил в разговор замгендиректора ООО «Прима Медиа» Андрей Швецов. – «Подушкой» надо было заниматься ещё несколько лет назад, как это сделали мы. Надо активно заниматься дистрибуцией, благо, есть ещё социальные сети. Второй момент: надо постоянно заниматься своими клиентами, внедрять дополнительные ценности, чтобы бизнес процветал. Переходить на аутсорсинг, искать другие направления, заниматься публичной деятельностью.
Советы бизнесу: полюбить своего клиента, знать его чаяния и проблемы. Подписчики в соцсетях – это не клиенты. Настройтесь на две базовые ценности: здоровье и благополучие (снижение расходов и повышение прибыли). Используйте любые возможности Интернета для привлечения клиентов.
Как выжить?
– Но как долго продлится эта стрессовая ситуация, когда надо постоянно бегать за клиентами и уговаривать их?
– Сегодня клиент выбирает, кто его больше любит. Пример: спад посетителей в пиццерии. Чего только не делали, даже снижали цены – ничего не помогает! Оказалось, в другой пиццерии по соседству установили компьютерную приставку, и народ пошёл туда.
– А может бизнес консолидироваться?
– Бизнес сегодня борется не между собой, а с внешними факторами. Общественные объединения не решат эту проблему, а поддерживать нужно, конечно, тех, кто идёт вперёд. Монополизация вряд ли будет, а будет дробление бизнеса, предприниматели уйдут в свои узкие ниши и будут оттачивать свою работу до совершенства.
– Но какие отрасли могут уйти с рынка?
– Нельзя так сказать, что уйдут. Будут трансформироваться на стыке смежных отраслей.
– А моя позиция кардинально противоположная, – возразил гендиректор сети кофеен «Чао какао» Дмитрий Макаров. – Чего сейчас нельзя делать ни в коем случае? Не надо пытаться найти новый рынок. У нас есть «подушка», но главное – это ваша энергия, которой хватит, чтобы пережить кризис. Многие кинулись в Интернет, предлагая доставку. Но это не спасёт, потому что люди сейчас не готовы покупать в принципе. Они затарились гречкой и макаронами, так что, в лучшем случае, выйдете на «ноль». Иначе вы напрасно потратите свою энергию, время, материальные ресурсы и позитивные эмоции. бизнес советы
В результате получите кучу негатива и потеряете «подушку». На моём примере себестоимость продукции обойдётся вам тысяч в 30 в сутки. А выручка погасит затраты? Нет, конечно! В лучшем случае, вы получите тысяч 15-20, тем более, если новичок в этой сфере. Выручка падает у всех, даже у крупных бизнесменов. По итогу мы получим больше проблем и выстрелим сами себе в ногу, уйдя в ещё больший «минус». А ведь надо ещё и людям платить. Они скажут: то, что у вас не получилось – это ваши проблемы, мы работали, так что платите. Поэтому попытка создать новый рынок сейчас, тем более, «с нуля» - это нереально.
– Как тогда выживать, если доставка не поможет?
– Я вижу всё происходящее сейчас как шторм. Надо переждать бурю, а потом на оставшиеся средства залатать дыры и продолжить плавание. Но сейчас не тратить деньги и силы, просто платить зарплату.
– Что делать дальше, когда всё закончится?
– Сфера общепита изменится. Возможно, перейдёт просто на выдачу товара, без залов обслуживания. Крупные рестораны уж точно трансформируются. Не будет уже вот этих банкетов, пышных застолий, свадеб, как любят устраивать чиновники и олигархи. бизнес советы
Об отсрочке аренды
– Как сейчас обстоят дела с арендой?
– Надо быть реалистами. Если дают отсрочку – целуйте арендодателя, если не дают – бегите оттуда. По форс-мажору, который указан в договорах, прецедентов в мире нет вообще. Но все юристы сходятся во мнении, что, скорее всего, будет отсрочка. Если скидку не дали, то говорите «вот, форс-мажор» и идите в суд. Но суд предоставит вам перенос сроков уплаты, и платить всё равно придётся.
– Но если сейчас не работать, то что делать?
– Можно, наконец, заняться своими делами – подтянуть то, что откладывали «на потом», например, доучить персонал, дописать инструкции, доделать ремонт канализации, «перегнать» свои мысли. Так что выбирайте: либо потеряете миллион, либо всё. Сидим спокойно, бережём силы, чтобы после сделать сильнейший рывок.
– А кто как поступает с персоналом?
– Я тут инсайт словила, что если мы будем планировать кризис (а в кризисе мы находимся всегда), то это пойдёт нам только на пользу. Перевела персонал на удалённую работу и заметила, что стали понемногу паразитировать. Человек должен продавать свою работу, а не время. Так что это хороший повод избавиться от ненужных людей и создать совершенно новую, работоспособную команду, – посоветовала Юлия Мазур.
– И мы отправили людей на удалёнку, – подтвердил Андрей Швецов. – Не видим смысла в негативных мероприятиях по типу сокращения рабочих мест. Главное, чтобы не было разрыва в технологической цепочке.
– А у нас с персоналом всё замечательно, потому что одно из наших направлений – это производство бытовой химии, то есть, моющих и дезинфицирующих средств, – заметила генеральный директор ООО «Дальхимторг» Ольга Луценко. – Это достаточно большие деньги. Одно наименование – это три-четыре миллиона. Нам надо сейчас найти партнёров для выпуска лицензированной продукции. Плотно коммуницируем с маркетологами, у нас есть Интернет-магазин, соцсети. Так что у нас всё стабильно.
Руководитель рекламного агентства «Радуга» Александра Кравчук поведала, что большинство клиентов, конечно, испугалось, но «мы занялись созданием сайта, пошли в соцсети, а то раньше до этого руки не доходили».
– Пора бы задуматься о перестройке бизнеса в онлайн, – предложила Александра. – Но я согласна по доставке: нужна ли эта суета? Хотя могу порекомендовать предпринимателям попробовать доставку полуфабрикатов, почему бы и нет? Многие поняли, что нужно переходить в онлайн, 50/50. И у нас клиентов стало больше! Допустим, у представителей микробизнеса на дистанции это стало даже лучше получаться и гораздо качественнее выполнять работу в онлайн-режиме. Например, уже некоторые создают боксы – корзинки с наборами стоимостью по полторы-две тысячи рублей, как в Ашане.
– Но как сохранить лояльность клиентов?
– Не быть рвачами в это время. «Я помогу вам» – значит, в первую очередь, себе. Не задирайте цены, возможно, сделайте что-то больше, но за ту же цену. Такое отношение к клиенту потом окупится. бизнес советы
Спасайся, кто может!
– Но вы согласны с мнением Торгово-промышленной палаты, что половина предпринимателей уйдут с рынка?
– Согласны, уйдут. Но половина уйдёт, а треть придёт. И почему бы не объединить свои усилия? У одних есть поток клиентов, у других – есть, что им предложить. Так давайте думать, как жить дальше!
– Половина – это ещё очень оптимистично, – предупредил Дмитрий Макаров. – Мой прогноз гораздо хуже. У нас уже месяц всё стоит, а в Китае уже три-четыре месяца. Думаем, что цены на китайскую продукцию заметно возрастут.
– Идёт повышение на треть цены на строительные материалы, – поделилась руководитель компании «Энергорешения» Анна Дороничева. – Экономим на монтажных работах. Приходится развивать контент о нашем высоком профессионализме. Есть куча партнёров, о которых мы тоже даём информацию в своих сетях, а они – о нас. Главное – не заниматься спекуляцией в такое тяжёлое время, это неэтично, в конце концов. Безусловно, мы теперь ориентируемся только на услуги с максимальной прибылью, от «нулевых» отказываемся. Показываем товар лицом. Поэтому в Интернете стало в два-три раза больше обращений, но клиентов «с улицы» (перекупщики-спекулянты, фирмы-однодневки) мы не берём в работу, спасаем свой имидж. бизнес советы
Некоторых при словах «спекулянт» и «с улицы», мягко говоря, подкинуло. Но сути это не поменяло: все сошлись во мнении, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Это утверждение подтвердили и участники программы «Круг ответственности» от 12.04.20, в которой говорилось о мерах поддержки бизнеса со стороны краевых и муниципальных властей.
Выяснилось, что в Хабаровском крае закрылось 1750 предприятий общепита. В краевом центре всего 763 предприятия общепита, и более 500 из них перешли на дистанционную работу. Но с начала прошлой недели спрос на доставку всё-таки сократился на восемь процентов.
Так что помогать надо – сделали вывод приглашённые чиновники. Например, новый начальник главного контрольного управления правительства Хабаровского края Евгений Королёв сообщил, что предлагается отменить около 4,5 тысяч плановых и внеплановых проверок бизнеса, но только относящегося к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. В связи с этим предлагается расширить и сам список входящих туда предприятий, и не только малого и среднего бизнеса, но и «крупняка». Об остальном пока думают, что да как. бизнес советы
Фото: vitbich.org
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен