Работы Макса Бирштейна на выставке в Дальневосточном художественном музее
В залах Дальневосточного художественного музея в настоящее время проходит выставка «От авангарда до наших дней» (0+) — вторая часть масштабного выставочного проекта «От Слова к образу. Еврейский дискурс». На выставке представлено две из пяти живописных работ Макса Авадьевича Бирштейна, хранящихся в собрании Дальневосточного художественного музея.
Родился Макс Авадьевич 15 февраля 1914 года в Киеве. Родители — известные в городе врачи, проявляли интерес к искусству и, поощряя талант сына, направили его в художественную школу.
В 1935 году Бирштейн поступил на живописный факультет Московского института изобразительных искусств (ныне — МГХИ им. Сурикова). Его учителями были Р. Р. Фальк, С.В.Герасимов и И. Э. Грабарь, благодаря которому раскрылся талант юного художника, мастер научил его чувствовать натуру и выражать свое художественное мастерство в яркой палитре. В 1942 году защитил с отличием диплом, но уже с 1939 года участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.
После окончания Великой Отечественной войны Макс Бирштейн совершил ряд поездок по стране. Художника интересовали жизнь и быт Севера России, южные краски среднеазиатской природы. География его поездок была обширна.
С 1956 года художник путешествует по зарубежным странам. Он увидел Гибралтар, Сингапур, Африку, Европу. Лондон, Париж, Эрфурт, Испания стали источником вдохновения, сформировали неповторимую манеру, которая будет характерна для его работ и впоследствии. Благодаря этим многочисленным поездкам сложился круг тем и сюжетов, жанров (пейзаж, натюрморт, портрет), которые характерны для творчества Макса Бирштейна.
В 1987 году в Дальневосточный художественный музей от автора поступило три работы, одна из них — исполненный на картоне этюд «Арль. Площадь», созданный в 1984 году во время поездки во Францию. К этому этюду вполне можно применить наблюдение, характеризующее творчество мастера: пространство его полотен строится на контрасте массивной архитектуры и импрессионистической свето-воздушной среды, открытости цвета, что создает тональное богатство пейзажей. Работы Бирштейна многокрасочны и декоративны.

Крупными динамичными мазками автор этюда лепит белые облака на насыщенно-синем небе и свет, падающий на стены здания. Так формируется рельефность, материальность архитектуры и объемность неба. Работа становится живой и наполненной движением.
В своих воспоминаниях Бирштейн писал:
«Я счастлив, что учился у таких прекрасных учителей. У меня было очень интересное детство и юность. Я помню спектакли Всеволода Мейерхольда. Я слышал и видел Бориса Пастернака. Мальчишкой я бегал на Белорусский вокзал встречать Максима Горького, а потом видел возвращение Сергея Коненкова и замечательного артиста Александра Вертинского. Я слушал и рисовал совсем молодую Беллу Ахмадулину, Булата Окуджаву, Вознесенского, Евтушенко. Вместе со скульптором Владимиром Цигалем встречал в московском аэропорте прилетевшего из Парижа великого художника Марка Шагала. Я счастлив своей чудесной нелегкой работой — я художник. У меня много друзей .»
На выставке мы можем увидеть портрет знаменитого шансонье Александра Вертинского, своим творчеством объединившего две эпохи, две страны. В работе «Великий артист А. Вертинский» (1984) Бирштейн использует прием «два в одном» — слева молодой артист в трагическом образе Пьеро, ставшем визитной карточкой Вертинского, справа — перед нами уже лауреат Сталинской премии, вернувшийся после десятилетий эмиграции, представленный в позе триумфатора. Портрет также поступил в музей от автора в 1987 году.
Выставка «От авангарда до наших дней» дает возможность увидеть до 20 апреля 2025 года редко экспонируемые произведения Макса Бирштейна из собрания Дальневосточного художественного музея.
А.А. Романова, методист ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен