В залах Дальневосточного художественного музея в настоящее время проходит выставка «От авангарда до наших дней» (0+) — вторая часть масштабного выставочного проекта «От Слова к образу. Еврейский дискурс». На выставке представлено две из пяти живописных работ Макса Авадьевича Бирштейна, хранящихся в собрании Дальневосточного художественного музея.

Родился Макс Авадьевич 15 февраля 1914 года в Киеве. Родители — известные в городе врачи, проявляли интерес к искусству и, поощряя талант сына, направили его в художественную школу.

В 1935 году Бирштейн поступил на живописный факультет Московского института изобразительных искусств (ныне — МГХИ им. Сурикова). Его учителями были Р. Р. Фальк, С.В.Герасимов и И. Э. Грабарь, благодаря которому раскрылся талант юного художника, мастер научил его чувствовать натуру и выражать свое художественное мастерство в яркой палитре. В 1942 году защитил с отличием диплом, но уже с 1939 года участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.

После окончания Великой Отечественной войны Макс Бирштейн совершил ряд поездок по стране. Художника интересовали жизнь и быт Севера России, южные краски среднеазиатской природы. География его поездок была обширна.

С 1956 года художник путешествует по зарубежным странам. Он увидел Гибралтар, Сингапур, Африку, Европу. Лондон, Париж, Эрфурт, Испания стали источником вдохновения, сформировали неповторимую манеру, которая будет характерна для его работ и впоследствии. Благодаря этим многочисленным поездкам сложился круг тем и сюжетов, жанров (пейзаж, натюрморт, портрет), которые характерны для творчества Макса Бирштейна.

В 1987 году в Дальневосточный художественный музей от автора поступило три работы, одна из них — исполненный на картоне этюд «Арль. Площадь», созданный в 1984 году во время поездки во Францию. К этому этюду вполне можно применить наблюдение, характеризующее творчество мастера: пространство его полотен строится на контрасте массивной архитектуры и импрессионистической свето-воздушной среды, открытости цвета, что создает тональное богатство пейзажей. Работы Бирштейна многокрасочны и декоративны.

М. А. Бирштейн - Арль. Площадь

Крупными динамичными мазками автор этюда лепит белые облака на насыщенно-синем небе и свет, падающий на стены здания. Так формируется рельефность, материальность архитектуры и объемность неба. Работа становится живой и наполненной движением.

В своих воспоминаниях Бирштейн писал:

«Я счастлив, что учился у таких прекрасных учителей. У меня было очень интересное детство и юность. Я помню спектакли Всеволода Мейерхольда. Я слышал и видел Бориса Пастернака. Мальчишкой я бегал на Белорусский вокзал встречать Максима Горького, а потом видел возвращение Сергея Коненкова и замечательного артиста Александра Вертинского. Я слушал и рисовал совсем молодую Беллу Ахмадулину, Булата Окуджаву, Вознесенского, Евтушенко. Вместе со скульптором Владимиром Цигалем встречал в московском аэропорте прилетевшего из Парижа великого художника Марка Шагала. Я счастлив своей чудесной нелегкой работой — я художник. У меня много друзей

На выставке мы можем увидеть портрет знаменитого шансонье Александра Вертинского, своим творчеством объединившего две эпохи, две страны. В работе «Великий артист А. Вертинский» (1984) Бирштейн использует прием «два в одном» — слева молодой артист в трагическом образе Пьеро, ставшем визитной карточкой Вертинского, справа — перед нами уже лауреат Сталинской премии, вернувшийся после десятилетий эмиграции, представленный в позе триумфатора. Портрет также поступил в музей от автора в 1987 году.

Выставка «От авангарда до наших дней» дает возможность увидеть до 20 апреля 2025 года редко экспонируемые произведения Макса Бирштейна из собрания Дальневосточного художественного музея.

А.А. Романова, методист ДВХМ

В ТЕМУ:
Картины хабаровского живописца Марианны Татьяниной в коллекции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен