Обеспечение сельского хозяйства профессиональными кадрами – одна из важных задач развития экономики регионов. Не секрет, что в деревнях сегодня не хватает рук: одни переезжают в город, другие, получая пособие на детей, предпочитают и вовсе не работать. На проблему дефицита кадров в ходе послания Федеральному собранию обратил внимание президент. С этого года в стране будет реализовываться еще один нацпроект, который так и называется. «Кадры» должны подготовить до 2028 года порядка миллиона специалистов рабочих профессий в сферах фармацевтики, авиа-и судостроения, машиностроения, сельского хозяйства и других. 

«Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования, от школы до вуза, они должны работать в единой логике, на общий результат», — подчеркнул Владимир Путин. Поручение президента уже претворяют в жизнь в Хабаровском крае. В прошлом году в селе Мичуринское начали обучать школьников по программе «Юный агроном» и запустили сити-ферму, осенью в Хабаровске на базе АНО «Хабаровскплемсервис» стартовал образовательный проект «Агрознайка». Порядка 13 учеников 7-8 классов лицея «Вектор» получают дополнительные знанияв области растениеводства, животноводства, сельхозтехники и оборудования и знакомятся с экономикой сельского хозяйства.

— Мы видим, что в хозяйствах края недостаточно агрономов, ветеринаров, зоотехников, — говорит Альбина Шерстнева, и. о. генерального директора АНО «Хабаровскплемсервис». — Об этом также говорят руководители крупных сельхозпредприятий региона. У школьников недостаточно заинтересованности в профессиях, связанных с работой на земле, даже у тех, кто учится в сельских школах. Поэтому мы выбрали детей в лицее «Вектор», которым действительно интересно, откуда, например, берется в магазинах молоко, как вырастить картошку, и устраиваем для них экскурсии на фермы и перерабатывающие предприятия, попутно объясняя, что сегодня сельскохозяйственный труд – это не обязательно пахота по колено в навозе, что там применяются новейшие компьютеризированные программы и уже сегодня до 50% работ выполняется искусственным интеллектом.

Альбина Шерстнева

Школьники уже побывали в селе Киинск на ферме сельхозпредприятия «Вектор», посетили хабаровский молокоперерабатывающий завод «Комбинат детского питания «Молочный край», на днях заглянули в муниципальное предприятие «Горзеленстрой», где выращивают петуньи, колеус и цинерарии для цветочного наряда Хабаровска.

— В этом году мы вновь высадим в городе миллион корней цветочной рассады, — рассказала агрознайкам Алёна Луценко, ландшафтный дизайнер предприятия. — Работа начинается зимой, в конце января. Готовим почву, сначала высаживаем семена в так называемые «ясельки» - в кассеты, которые ставим под лампы. Благодаря такому помещению с розовым светом каждые 2-3 недели получаем зеленые всходы – примерно 10 тысяч штук. Их потом пересаживаем в другие ячейки, побольше, пикируем и доращиваем. В результате у нас получается цветочная рассада, которую мы перевозим в город – на клумбы и в вазоны вертикального озеленения. 

Матвей Худорожков учится в 7 классе лицея «Вектор». На занятиях по проекту «Агрознайка» вместе с друзьями прорастил бобы, а прошлым летом посадил у себя на балконе семена огурцов, и даже получил урожай. 

— Мне интересно, как это всё растет, откуда что берется, — говорит школьник. — Еще мы летом высаживаем у себя на балконе цветы и до осени любуемся ими. 

Без участия работодателей в учебном процессе для подготовки профессиональных кадров сегодня не обойтись, подчеркивает президент. С этого года во всех школах страны развёрнута система профориентации. Но руководителей сельхозпредприятий не надо «уговаривать за советскую власть». Они-то проблему видят изнутри. И сами приглашают школьников на экскурсии на ферму, надеясь заинтересовать, увлечь, а там чем чёрт не шутит – и вырастить специалистов «под себя».

Например, в сельхозпредприятии «Вектор» школьников привечают не только по проекту «Агрознайка» – но и просто так, для общего развития. Ученики сельской школы из Черняево частенько бывают в Киинске. У кого-то на ферме трудятся родители, кто-то сам не прочь заработать первые деньги. 

— Ну, руки, даже если и запачкаешь, можно же и помыть, — рассуждает Илья Дьячков, ученик 8 класса Черняевской сельской школы. — Я в прошлом году сюда с другом приезжал, за коровами убирал, нормальная работа. В будущем хочу выучиться на автомеханика, ремонтировать сельхозтехнику. И работать здесь же на ферме планирую – мне нравится, здесь ухожено, чисто. 

По словам исполняющей обязанности директора общеобразовательной школы села Черняево Анастасии Филимоновой, далеко не все дети в школе, хоть и живут, что называется, «на земле», знают, как вырастить картофель или огурцы, с какой стороны подойти к бурёнке. Знания со временем утрачиваются, родители не передают полезные сельскохозяйственные навыки детям, и если не предпринимать никаких шагов, мы рискуем вообще остаться без людей, которые бы хотели и умели работать в поле или в коровнике. Поэтому школы благодарны работодателям, которые готовы принимать и обучать у себя молодёжь.

— Хотелось бы, чтобы и летом наши дети были заняты, не болтались без дела, — добавляет Анастасия Филимонова. — Чтобы помимо пришкольных лагерей были организованы и профильные смены по сельскому хозяйству – например, в «Созвездии». Это было бы хорошим подспорьем, чтобы дети потом пришли на село: могли заниматься животноводством, либо аграриями стать, если бы действительно открыть такие смены. Будем обращаться с письмами в управление образования и в профильное министерство – нужно много сделать, повернуть детей в сторону села, и дать им жизненно полезные знания, а не просто развлекательный контент.

В ТЕМУ:
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» помогает развиваться хабаровским производителям

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен