«Иоанн Грозный» Марка Антокольского в коллекции ДВХМ
В залах Дальневосточного художественного музея посетители могут увидеть гипсовую копию со скульптуры Марка Антокольского «Иоанн Грозный». На четырехугольном постаменте изображен Иван Грозный, сидящий в кресле. Его правая рука покоится на локотнике кресла. В правой руке он держит четки. Голова опущена. Выражение лица мрачное и озабоченное. Черты лица классически правильные. На голове надет монашеский головной убор. Царь одет в «смиренное платье» — подрясник, подпоясанный кушаком и обшитый у подола мехом. На его правом колене лежит раскрытая Библия. Кресло богато украшено резьбой.
При входе в музей на первом этаже можно увидеть ещё одну гипсовую скульптуру Антокольского — «Ермак». Обе работы прибыли в Хабаровск из Государственного Русского музея в 1931 году. Вероятно, созданы эти копии во ВХУТЕИН, откуда и были переданы в Русский музей.
Марк Антокольский родился в 1840 году в городе Вильно, в районе, называвшемся Антоколь (отсюда и происхождение фамилии), в семье многодетного еврея-трактирщика. Художественные склонности сына не только не поощрялись, но и считались «опасным бредом», но в конце концов отец определил его в мастерскую позументщика, затем были мастерские резчиков по дереву.
Но счастливый случай помог юному Марку стать вольнослушателем Академии художеств. В Академии Антокольский учился семь лет. Успехи в учебе окрыляли скульптора, но угнетало хроническое безденежье. Еще одним обстоятельством, серьезно омрачавшим жизнь скульптора, было российское законоположение, отмененное впоследствии Александром II, согласно которому еврейские общества имели право ловить всех беспаспортных евреев, принадлежащих к другому обществу, даже губернии, и отдавать их в солдаты в зачет своей рекрутской повинности, рекрутские наборы на долгие годы были одним из кошмаров скульптора. Испугавшись неизбежного провала на экзаменах, отчисления, и как следствие — возможного рекрутства, Антокольский решает летом 1868 года уехать из Петербурга в Берлин.
Однако в берлинской Академии царили те же рутина и условность, что и в Петербурге. Вернувшись в Россию в ноябре 1868 года, Антокольский столкнулся с теми же трудностями и проблемами, от которых бежал: вольнослушатель без перспективы и материального обеспечения: «Мое положение с каждым днем становилось все хуже и хуже, моя бодрость была надломлена, по временам я падал духом: у меня не было ни настоящего ни будущего — оставаться в Академии было невозможно и добиться от нее я ничего не мог».
В таком состоянии души скульптор решил принять участие в конкурсной программе Академии и создать статую Иоанна Грозного. Но будучи вольнослушателем, он не имел права принимать участие в конкурсе, победа в котором могла принести ему статус художника и освобождение от рекрутства. Выходом стало получение в апреле 1870 года звания почетного гражданина.
Далее возникли проблемы с помещением для работы. В конце концов ему была выделена маленькая каморка на четвертом этаже академического здания, куда служители Академии, нанятые на средства скульптора, по частям подняли сорокапудовую глиняную модель статуи. При переносе скульптура сильно деформировалась, и многое надо было начинать сначала. Каморка была мало приспособлена для работы, она плохо отапливалась, из-за чего, по настоянию врачей, работа часто прерывалась. Но, несмотря на трудности, она была завершена.
Так распорядилась судьба, что известность ему принесли сюжеты из еврейского быта, а подлинную славу — темы русской истории. «Иоанн Грозный» Антокольского открыл новые горизонты современной отечественной скульптуры. Скульптор доказал, что в станковой пластике можно воплотить большую тему. Противников нового метода было очень много. Верный друг Стасов не успевал прикрывать Антокольского от издевательских нападок критиков.
Между тем из-за болезни, вызванной трудными условиями работы, представить Грозного к выставке, состоявшейся в ноябре 1870 года, скульптор не успел. Перед Антокольским встала почти невыполнимая задача добиться прихода профессоров в его мастерскую. Многочисленные просьбы и приглашения остались без ответа. Академия твердо решила указать этому выскочке его место. И тогда, в обход всяких правил, а он абсолютно не умел играть по правилам, Антокольский обратился к вице-президенту Академии князю Г. Г. Гагарину, который, от неожиданности, тотчас же согласился посетить скульптора.
Работа понравилась князю, и он рекомендовал ее великой княгине Марии Николаевне, бывшей в то время президентом Академии художеств. На следующий день, после того как княгиня увидела скульптуру, Академия получила приказ готовиться к визиту самого Александра II — и работа Антокольского настолько понравилась государю, что он заказал ее для Эрмитажа.
Совет Академии осознал, что в отношении «Иоанна Грозного» допущена ошибка, и реакция последовала незамедлительно. Императору тотчас же полетела докладная записка, уведомлявшая его о желании Академического совета дать Антокольскому звание академика. Через четыре дня было принято решение «удостоить даровитого художника этим званием». Так, в очередной раз в обход существующих правил, Антокольский получил звание, которое давалось после четырех серебряных, двух золотых медалей и после шестилетнего заграничного пенсионерства.
Успех был бесспорным. А главное, Академия выдала ему денежное пособие в размере 250 рублей для окончания статуи. Сохранилась справка о выдаче денег «по назначению его императорского высочества государя великого князя Владимира Александровича» 13 ноября 1870 года. По заказу императора в 1871—1872 годах был исполнен бронзовый отлив статуи, а в 1875 году — сделан мраморный вариант скульптуры для П. М. Третьякова. После выставки в Лондоне в 1872 году Кенсингтонский музей заказал для своей коллекции гипсовый слепок работы.
Но не обошлось и без критических нападок. Одной из самых обидных было утверждение, что «Иоанн Грозный» Антокольского не что иное, как парафраз работы французского скульптора Гудона «Вольтер». Однако критические отзывы потонули в восторженном хоре похвал. Радость скульптора была безмерной, но потом вновь встал «проклятый» материальный вопрос. Пошатнувшееся здоровье требовало срочной смены климата. В конце августа 1871 года Антокольский покинул Петербург и, заехав по дороге на родину, в Вильно, в октябре прибыл в Рим.
Творческая деятельность сочеталась у Антокольского с общественной. Переехав в 1877 году в Париж из Рима, скульптор моментально оказался вовлечен в благотворительную деятельность созданного там «Художественного общества». В Париже он всячески помогал приезжавшим туда русским художникам, находил для них мастерские, договаривался о продаже картин и, если мог, ссужал деньгами.
В конце жизни с ним произошло то, чего он всегда боялся. В 1901 году, за год до смерти, он вынужден был распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и некоторые собственные произведения.
Марк Антокольский прожил 59 лет, изведал взлеты и падения, неудачи и триумфы, нападки недоброжелателей и поддержку друзей. Живя на чужбине, он работал для России, не приняв ни одного заграничного заказа, и мечтал вернуться. Его желание исполнилось лишь после смерти.
Анна Романова,
методист по музейно-образовательной деятельности ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен