На выставке Дальневосточного художественного музея «Открывая Хабаровский край…» (0+), посвященной 86-летию края, есть два небольших живописных полотна, запечатлевших Комсомольск-на-Амуре в первые годы его жизни. Автор этих работ — Сандлер Хоскель Моисеевич (1910—1983), чье имя в наши дни известно, пожалуй, только специалистам.

Хоскель Моисеевич родился в городе Проскуров Каменец-Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий, Украина). В 1919 году, в период Гражданской войны на Украине, во время петлюровского погрома были убиты его родители и две сестры. Оставшиеся в живых четверо детей были ранены. После лечения Хоскеля приняли в детский дом города Проскурова, где он воспитывался до 1924 года. В эти годы у него появился интерес к рисованию. С большим теплом Сандлер вспоминал заведующего детдомом, который рано заметил его страсть к рисованию и не дал ей угаснуть. В трудных условиях Гражданской войны он устроил мальчика в Харькове в детский дом с художественным кружком.

В 1927 году Сандлер окончил семилетнюю школу и поступил в художественный техникум в Киеве. В 1930—1934 годах он работал в Харькове как художник-график в издательствах. В 1935 году по путевке комсомола молодой художник приехал на строительство Комсомольска-на-Амуре, который должен был стать «городом-садом». Перед художником стояла конкретная задача: написать картины о молодом городе.

Рождаются серии рисунков и этюдов, где под напором человека отступает суровый и необжитый край, а лица строителей светятся энтузиазмом. По сути, Хоскель Сандлер создал уникальную галерею портретов, где запечатлены самые первые жители города Юности, дети и старики, рыбаки и охотники, и даже артисты первого профессионального нанайского театра. К сожалению, большая часть этих работ уничтожена в Москве во время Великой Отечественной войны.

В 1938 году в Комсомольске состоялась первая выставка живописи и графики, посвященная 20-й годовщине ВЛКСМ. Год спустя Сандлер вместе со своей женой, художницей С. Витухновской, возвращаются в Москву, где проходит их совместная выставка. Это был своего рода творческий отчет, включающий листы графики и живописные полотна, рассказывающие о людях Дальнего Востока.

Хоскель Сандлер мечтал создать на основе богатейшего эскизного материала грандиозное полотно о жителях города на Амуре, но в его планы вмешалась война: он был командиром пехотного взвода, с первой штурмовой группой форсировал Одер. Но оставаясь прежде всего художником, Сандлер в любую свободную минуту рисовал.

Х.М. Сандлер - Старое Пермское

В собрание ДВХМ два живописных полотна Х. Сандлера «РЭС Комсомольска» (1937) и «Старое Пермское» (1935) поступили в 1944 году. Надо заметить, что небольшой пейзаж «РЭС Комсомольска» принимал участие в краевой художественной выставке 1940 года. Свои комментарии о работах художника на выставке оставила известная дальневосточная писательница и журналистка Юлия Шестакова: «Творчество художников Комсомольска и по месту, которое оно занимает на выставке, и по характеру работ представлено не полно. Тем не менее следует отметить хорошие работы Х. Сандлера «РЭС», «Тайга», «Портрет старика».

Одна из главных заслуг Хоскеля Сандлера — формирование художественной жизни Комсомольска-на-Амуре. В 1964 году художник обратился к коллегам из Москвы и Ленинграда с призывом подарить свои картины комсомольчанам. Совсем скоро из разных уголков Советского Союза в Комсомольск прибыло 365 работ. Они стали основой коллекции открывшегося в 1966 году Музея изобразительных искусств.

До конца своей жизни Хоскель Моисеевич Сандлер и Софья Семеновна Витухновская заботились о маленьком городе на берегу Амура. Они передавали в дар музею и свои работы, и работы своих друзей и соратников по искусству. Сегодня в коллекции музея около 400 живописных и графических произведений Хоскеля Сандлера — личного летописца города Юности.

Марина Константинова, 
заведующий отделом современного искусства ДВХМ

В ТЕМУ:
Бурлящая жизнь БАМа на картинах из коллекции ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен