В Дальневосточном художественном музее открылся и работает до 10 ноября выставочный проект «Когда я вернусь…» (0+), который подготовлен и реализован по инициативе Фонда наследия русского зарубежья в рамках Всероссийского фестиваля «Русское зарубежье: города и лица». На выставке представлены произведения из фондов Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск) и Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре).

Один из представленных художников на выставке — Михаил Шемякин. Он считает, что является частью русской культуры, несмотря на то что его выслали из Союза, мировое признание к Шемякину пришло только в Париже. Его скульптуры стали частью городского пейзажа крупных мировых мегаполисов. Он иллюстрировал чужие книги, сам писал и издавал тома, ставшие громкими библиографическими событиями. Записывал и выпускал грампластинки, а также обучал студентов. Шемякин всегда узнаваем — полностью в черном и в неизменной черной кепке. Сам художник признается, что он трудоголик и с головой уходит в работу, и в этом кроется секрет его изобретательности.

Лист №1 Из цикла «Высоцкий», паспарту,рама,стекло. 1991. 
Лист №2 Из цикла «Высоцкий», паспарту,рама,стекло. 1991.

Печатная графика из цикла «Высоцкий», представленная в залах, отправляет нас к истории близкого общения художника Михаила Шемякина и автора песен Владимира Высоцкого. В 1974 году в Париже танцовщик Михаил Барышников познакомил Шемякина с Высоцким. С первых дней их дружбы Шемякин начал буквальное «просвещение» друга, став для Высоцкого проводником в мир европейской культуры. В память о Высоцком Михаил оставил запись: «Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда. Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже».

Также в фондах Дальневосточного художественного музея находятся работы из цикла «Стравинский». В 1962 году произошла встреча прославленного мэтра Игоря Стравинского с молодым художником Михаилом Шемякиным, сыгравшая колоссальное значение в его судьбе. Именно Игорь Стравинский, разглядев в работах молодого художника руку большого мастера, и вывез несколько его работ за границу. По прошествии лет Михаил Шемякин, отдавая пожизненный долг великому композитору, создаст серию литографий на темы балетов «Петрушка», «Жар-птица» и «Весна Священная», раскрывающих не только отношение художника к музыкальной палитре Игоря Стравинского, но и передающих его отношение к Серебряному веку в целом.

Портрет Стравинского Из цикла «Стравинский», паспарту, рама, стекло. 1985.

Михаил Шемякин состоялся как художник, скульптор и исследователь искусств, создав большую персональную выставку — более 600 работ — в Третьяковской галерее, а также в Эрмитаже и Манеже Санкт-Петербурга (1995). Издал в Париже альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного «андеграунда». Художник является автором цикла фильмов «Воображаемый музей Михаила Шемякина» об изобразительном искусстве (телеканал «Культура»). В 2001 году был художником-постановщиком балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре.

Его дружба с удивительными людьми творческой деятельности подарила память о прекрасном времени, которое можно открыть заново в архивах. Михаил Шемякин сохранил письма Владимира Высоцкого, Игоря Стравинского, Мстислава Ростроповича, Иосифа Бродского, Евгения Евтушенко и многих других знаменитостей.

Лектор-экскурсовод Савина Алина

В ТЕМУ:
Комсомольск-на-Амуре на картинах Хоскеля Сандлера в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен