На «краснушек» обратили внимание только во второй половине XX века, когда разразился ажиотаж по сбору русских икон по городам и селам России. Кладезем сохранившихся старинных икон оказался Русский Север с его нетронутыми, затерявшимися деревянными церквушками и часовнями. С тех пор началось изучение северной иконописи, древнейшими образцами которой, бесспорно, являются большинство дошедших до нас икон Русского Севера XV — XVI веков.

Памятники иконописного искусства свидетельствуют о наличии в далекой российской провинции мощного пласта народного искусства, отражающего нравы, обычаи, представления, дух сибирского крестьянства, — искусства, во многом отличного от официального.

Слово «краснушка» является профессиональным иконописным термином. Под ним подразумеваются народная икона, «...иконописное творчество, которое осуществлялось непрофессиональными художниками, выходцами из сельского духовенства и крестьянства в расчёте на такого же неискушённого сельского заказчика...».

Позже, во второй половине XVII века, в условиях бурного развития экономики страны, позволившего воздвигать храмы как в городах, так и вотчинах, резко увеличилась потребность в образах у простонародья. Иконы, наскоро созданные народными мастерами, «освидетельствовались» или осматривались в консистории. А затем давался билет «о дозволении отпускать в народ». Народные иконы во множестве стали привозить коробейники из центральных областей России, особенно из Суздаля. Иконописание в суздальских селах Шуе, Холуе, Палехе, позднее во Мстере приняло характер народного промысла.

Собрание Дальневосточного художественного музея насчитывает шесть икон, которые можно отнести к поздним народным иконам. Они поступили в музей в 1980-е годы: четыре из Государственного Русского музея и три от частных лиц. Иконы «Вседержитель», «Богоматерь Феодоровская» и «Никола» относятся к «краснушкам». Самая яркая из них — «краснушка» «Вседержитель» (рис.1) конца XIX — начала XX века написана неизвестным мастером темперой и маслом на дереве. Техника написания маслом была характерна для народных икон подобного типа. На иконе «Вседержитель» дается традиционное поясное изображение Иисуса Христа с крещатым нимбом над головой. Правой рукой он благословляет, а в левой руке держит Евангелие с изображением креста. Однако весь фон ковчега, поля, Евангелие и хитон Иисуса выполнены нетрадиционно — в ярко-красном цвете, занимающем почти всю поверхность иконы.

(рис.1)

Еще одна «краснушка» — «Богоматерь Феодоровская» (главное фото) XIX века. Написана она темперой на дереве в свежих локальных красочных сочетаниях оранжевого и охристого цветов, которые собирают всю композицию и придают изображению определенный ритмический строй. На ней традиционное поясное изображение Богоматери с Младенцем, иконографический тип «Элеуса» (Умиление). Световые блики на ликах полностью отсутствуют. Цвет одежды Богомладенеца — зелено-голубой хитон и белый пояс. И их нельзя назвать традиционным, в отличие от темно-синего цвета туники Богородицы — символа ее девственной чистоты. Мафорий Богоматери и поля иконы нетрадиционно ярко-оранжевые. Поверх мафория — серебряный убрус, украшенный растительным и точечным орнаментом. Нимбы и верхняя часть фона также посеребренные.

Наряду с «краснушками» писались также «полосатые» иконы, в которых верхняя часть фона изображалась более светлой и символизировала Небесный мир, а нижняя часть — более темной и олицетворяла наш Земной мир.

Икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость» (рис.2), иконографический тип «Оранта» (Знамение). И по ряду признаков относится к так называемым «полосатым» иконам XVIII — XIX веков. Они не имели резного ковчега и паволоки, а если она и была, то бумажная и нередко только на полях. В них не было сложных многофигурных композиций. Заказчику этих икон было вполне достаточно «узнать» святого.

Данная икона написана в сокращенной иконографии, темперой на дереве в конце XIX века. По сторонам образа находятся всего двое скорбящих, предстоящих Богородице, и два Ангела. Помимо сокращения иконографии, упрощена и прорисовка фигур. Изображение напоминает контурный рисунок. Но при этом каноническая, принятая за основу схема сохранена. Богоматерь стоит на зеленом позёме. Позади изображены зеленеющие ветви, символизирующие райские кущи. Фон: полосатый — серо-голубой, охристый, зеленый, светло-зеленый, коричневый. Поля охристые.

В постоянной экспозиции посетители музея смогут увидеть только две «краснушки» из вышеупомянутых, но и по ним можно составить полноценное представление об этом явлении — народной иконе.

Методист Дальневосточного художественного музея 
Анна Левченко

В ТЕМУ:
Мелётовская живопись в ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен