«Поднебесная» глазами русских эмигрантов в ДВХМ
В Дальневосточном художественном музее проходит уникальная выставка (6+) «Китай в творчестве художников русского зарубежья». На этой выставке представлены работы, которые много лет по всему свету собирали московские коллекционеры Сергей и Ирина Беляевы. владимир борегар
Художники-эмигранты, жившие в Китае в основном с 1920-х по конец 1940-х годов, в своих произведениях передавали дух современного им Китая – страны, которая переживала экономическое и промышленное развитие, но при этом была раздираема внутренними и внешними противоречиями, постепенным нарастанием потребности в революционных преобразованиях.
Живописцы из России, каждый по-своему, предлагали свой взгляд на эти процессы, который, видимо, был порожден их собственным желанием уйти от войн и бедствий, уже пережитых на родине, в мир незамысловатых сценок с улиц городов или пригородных пейзажей.
Одним из таких художников был Владимир Болгарский (Борегар). География его жизни включает Россию, Китай и Бразилию. Владимир Болгарский родился в российском Поволжье, в Казани. В годы революции и Гражданской войны семья Болгарских эмигрировала в Китай и поселилась в городе Харбине. С ранних лет у Владимира Болгарского проявился талант к живописи. К сожалению, его юношеские работы не найдены. В 1929 году Владимир поступил в Харбинский политехнический институт и стал учеником В.Н. Осипова, русского художника, профессора и полковника, в 1920 году эмигрировавшего в Харбин из Читы.
Впервые живописные работы Болгарского под псевдонимом «Владимир Борегар» были представлены на коллективной выставке в Харбине в 1935 году. (рис.1) Возможно, использование псевдонима с красивой французской фамилией Борегар отразило склонность молодого художника к эстетическим ценностям импрессионизма. Владимир стремился запечатлеть реальный мир в его подвижности, передавать жизнь в чувственной, непосредственной форме.
В 1937 году Владимир Борегар женился на Тамаре Адамовне Глен и семья переехала в Циндао, в то время зажиточной порт на Жёлтом море. В 1937–1939 годах в Циндао прошли четыре персональные выставки Владимира Борегара.
Осенью 1939 года в связи с оккупацией японцами Харбина семья Болгарских переехала в Шанхай. Спустя несколько месяцев Владимир Борегар устроил персональную выставку в здании «Модерн-Хауз» города Шанхая. В прессе отмечалось разнообразие его работ: карандашные рисунки, наброски, живописные полотна маслом и акварели. Особый интерес представляли те его работы, на которых изображены виды европеизированного Шанхая, где художнику удалось уловить смесь искусств Востока и Запада. В Шанхае Владимир Борегар работал учителем живописи, учил перспективе и композиции, а также теории цвета. Здесь успешно прошли его 11 персональных выставок, ряд картин был приобретён коллекционерами разных стран. Там же, в Шанхае, Владимир и Тамара Болгарские стали участниками «Братства Святого Сергия» – Шанхайского общества по изучению Агни Йоги под руководством ученика Н.К. Рериха – А.П. Хейдока. (рис.2)
В 1941 году Владимир Борегар вернулся в Циндао, и началась новая фаза его творчества, когда он пытался поймать движение и зафиксировать его дух в бесконечном течении воды, шелесте ветвей деревьев под воздействием ветра. В 1944–1946 годах его работы посвящены сценам из сельской жизни и китайской истории, которую он раскрывает с большим лиризмом, чувствами любви и уважения к легендарным символам Китайской империи, мистическим священным местам и духовной жизни. 1946 год для Владимира Борегара был тесно связан с поездкой в горы Moхаган.
В 1953 году с волной эмиграции из Китая Владимир и Тамара Болгарские уехали в Бразилию, где прожили более 40 лет. В 1954–1958 годах в художественном салоне города Нитероя состоялись 11 выставок Владимира Борегара. В работах этого периода он пытался уловить и передать необычное состояние океана, гор и космоса как символов восхождения духа, изменчивый и загадочный Тонкий Мир.
Владимир Борегар всегда мечтал создать музей в своём доме. К сожалению, он не оставил завещания. После его ухода в 1996 году дом был продан, а картины художника и архив переданы культурному фонду «Аватар Фаундейшн». Роль художников белой эмиграции в становлении современного искусства Китая сейчас общепризнана среди китайской интеллигенции. Речь, помимо В. Борегара, идет также о М. Кичигине (рис.3), В. Подгурском (рис.4), Я. Лихоносе, А. Сунгурове, М. Шировском и многих других авторах, работы которых можно увидеть на этой выставке.
Трудна была судьба художников-беженцев в далеком Китае. Вряд ли кто-либо из них, читая в детстве книги о восточных странах, мог предположить, что большая часть их жизни пройдет именно там, в разлуке с любимой родиной. Не всем было суждено вернуться на родные берега. Именно поэтому их картины, созданные в дни эмиграции, были так ярки и солнечны, вопреки тяжелым будням и суровой действительности.
По мере того как сегодня в России обнаруживается интерес к истории русской эмиграции, ее художественное наследие оказывает хотя и запоздалое, но все же весьма заметное воздействие на духовную и культурную жизнь нынешней России. Забытые, а подчас незнакомые имена русских деятелей эмигрантской интеллигенции должны быть возвращены ее народу и оценены по достоинству. Они ушли, оставив глубокий след русской культуры в чужих краях.
Заведующая отделом ДВХМ О. Г. Коновалова Главное фото: В. Борегар - Бухта и лодки. Циндао, Китай. Середина ХХ века. Этюд, холст, масло
- Серебристая живопись дальневосточника Ли Гирсу в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен