Серебристая живопись дальневосточника Ли Гирсу в ДВХМ
В истории живописи Дальнего Востока есть художники, творчество которых удивительным образом совмещает монументальность образа и лиричность исполнения. ли гирсу
Один из них – Георгий Семёнович Ли Гирсу (1922–1996), живописец из Комсомольска-на-Амуре. Будущий художник родился в 1922 году в небольшом корейском поселении Ситхой, на границе России и Китая, в Шкотовском районе Приморского края, в семье крестьян. В сентябре 1937 года 173 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока в необитаемые пустынные и необжитые районы Казахстана и Средней Азии. Депортация мотивировалась тем, что 7 июля 1937 года японские войска вторглись в Китай, а Корея была в то время частью Японской империи.
Среднее художественное образование Ли Гирсу получил в художественном училище Самарканда, которое окончил в 1942 году. В Узбекистане художник работал истопником в клубе, на уборке хлопка, сахарной свеклы. С 1942 по 1949 года Ли Гирсу учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина который в годы войны был эвакуирован в Самарканд. Полный курс обучения молодой художник завершил в Ленинграде, где, помимо учебы, участвовал в восстановительных работах здания института, разрушенного войной. Художник был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Григорий Ли Гирсу начинает свой творческий путь в 1949 году на преподавательской работе в Биробиджанском художественном училище, а в 1954 году, по приглашению первого художника Комсомольска Г.А. Цивилева, приезжает в Комсомольск-на-Амуре. Туда он привез художественные работы, созданные в Самарканде и Ленинграде, классически выверенные по цвету и композиции.
Природный мир, воздух, люди Дальнего Востока изменили живописный стиль молодого художника. И он, как будто прикоснувшись к своим восточным корням, создал новый синтетический язык в своей живописи, который называют и мерцающим, и серебристым с неуловимо пастельной гаммой. Увлечение восточной философией, изучение трудов Лао Цзы, интерес к китайской, японской, вьетнамской национальным живописным школам определяют и его поиски в живописи.
Масштабность мышления, поиск новых выразительных средств заставили художника обратиться к оригинальной живописной системе наложения красочного слоя, в которой заключено субъективное понимание философской картины миропорядка.
Изображаемое в живописных композициях Ли Гирсу пространство задается определенным ритмическим рисунком, организующим картину и усиливается с помощью подвижных мазков. Его изображения природы воссоздают не внешнюю ситуацию, а внутреннее состояние, пространство приобретает неопределенную глубину, становится зыбким, материальность предметов становится все более условной, переводя все сюжеты в эмоционально-духовную сферу. Большая роль в колористическом решении его картин отводится мягкому голубовато-малахитовому цвету, создающему ощущения покоя и умиротворенности.
Полотна Ли Гирсу с изображением дальневосточной природы излучают мерцающий свет Вечности, в них отсутствует время историческое, а возникает время космическое, в котором ощущается бесконечность мира.
До 10 декабря 2023 года работу Г.С. Ли Гирсу «Амурские горы» можно увидеть на выставке «Близкий Дальний Восток» (6+), работающей сейчас в одном из залов Дальневосточного художественного музея.
Главное фото: Г.С. Ли - Амурские горы
- Статуэтка «Садовник» из собрания ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен