Главным жанром в творчестве признанного мастера живописи Владимира Михайловича Торгашина всегда был пейзаж, который традиционно является одним из самых распространенных жанров в изобразительном искусстве Дальнего Востока. владимир торгашин

Пейзажи для художника – это мир красоты, с которым он сливается, любуясь уголками тихого счастья. Пейзажи привлекают зрителя своей мощью, большим пространством, и в то же время искренностью и лирическим настроением. Картины В. М. Торгашина понятны и близки людям, потому что они написаны мастером, владеющим профессиональным изобразительным языком живописи.

В.М. Торгашин

Выразительные особенности дальневосточной природы, где переплелись пышность Юга и суровая строгость Севера, явились предметом пристального изучения, поэтического осмысления и воплощения в своих полотнах.

Находить поэтическое начало в обыденной реальности — это правило успешно освоили многие дальневосточные художники. Однако Владимиру Михайловичу удалось возвысить пейзаж в своих произведениях, создав одухотворенные образы уникальной дальневосточной природы.

Его произведения сохраняют свежесть непосредственного высказывания и в то же время в них обнаруживается тяга живописца к повышенной декоративности.

В его работах также явно прослеживается увлечение передачей эффектов освещения, тяга к формообразованию посредством живописного мазка, и наконец, к пейзажу как к жанру, который максимально соответствует внутренним ощущениям художника и становится для живописца формой его мышления, бытия, постоянно подпитывающейся живой натурой — работой на пленэре. Надо заметить, что В. М. Торгашин — мастер, постоянно пишущий на открытом воздухе в живой природной среде.

У подножия Баджала, 1999. Холст, масло.

Для пейзажного жанра в основном характерно обращение к методам реалистической школы живописи, где важную роль играет пленэр. Именно поэтому пленэр следует рассматривать как основной творческий метод мастера, который, надо признать, и сегодня не теряет своей актуальной значимости для отечественных пейзажистов Дальнего Востока. Его пейзажи, выложенные плотным материальным цветом, просто приковывают внимание зрителя. Эпическая широта дальневосточной природы, ее величавость стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих мастеров, способствуя сложению особого типа художника-путешественника, характерного для дальневосточного искусства. владимир торгашин

Избегая прямолинейного следования натуры, Владимир Торгашин ее тщательно постигает, детально изучает и выражает отношение к ней, создавая художественный образ, полный жизни и настроения. Монументальность, сопряженная с ней величественность, простор с широким дыханием — эти основополагающие свойства пейзажа Дальнего Востока предстают у художника в мажорном звучании.

Торгашину удается сотворить образ северной природы, который воспринимается возвышенно-приподнятым согласно внутреннему мироощущению автора, и ее величие не давит своей суровостью на зрителя. Картины, где дальневосточный ландшафт предстает во всей своей природной мощи, отличаются легкостью, а композиции, вмещая целые горные хребты, вместе с тем полны простора и воздуха. Каждая работа художника, будь это маленький этюд или большое полотно, имеет яркое эмоциональное содержание. владимир торгашин

Берега Тихого океана, 2002. Холст, масло.

Для живописца важно через пейзаж открыть зрителям мир своих чувств и оттенков настроений, отразить их разнообразие в полотнах — от эпических, монументально-величественных до камерных, более нежных.

Вдохновляясь природным ландшафтом в разное время суток и года, художник преследует основную цель — не списать что-то с натуры, а прочувствовать ее, выразить свое отношение, создать ее одухотворенный художественный образ с ярким цветовым звучанием.

Таким образом, пейзажное творчество художника Торгашина занимает важное место в развитии дальневосточного отечественного искусства второй половины ХХ века и не теряет своего значения в новом столетии.

За долгие плодотворные годы мастер создал своеобразный живописный памятник уникальной природе Дальнего Востока, в творческой модели которого воплощено глубоко личное отношение к окружающей его природной красоте. владимир торгашин

Сикачи Алян, 1971 г. Холст, масло.

Ему удалось на основе собственных впечатлений создать пейзажные произведения, отличающиеся гармонией ритма и мощностью декоративного начала, которые способствовали развитию особенностей живописных традиций Приамурья. Вместе с тем, экспериментируя с художественной формой, он никогда не отказывается от правды жизни, сохраняет верность русскому реалистическому пейзажу в создании одухотворенного художественного образа, так отличающего его произведения. Владимир Михайлович и сегодня плодотворно работает, определяя своим творчеством достижения региональной школы живописи, не давая угаснуть ее художественным традициям, обогащает и расширяет границы отечественного искусства.

Работы Владимира Михайловича Торгашина, созданные в период от 1960-х до настоящего времени, представлены на выставке «Земля его любви»(6+), посвященной 90-летию мастера, работающей в Дальневосточном художественном музее до 12 ноября 2023 года.

Г.А. Туриянский, специалист ДВХМ Главное фото: Малышево. Этюд. 1969 г. Картон, масло


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен