В Дальневосточном художественном музее начал работу выставочный проект музея изобразительных искусств города Комсомольска-на Амуре «ШУМ» (0+). Авторы проекта представили вниманию зрителей более 70-ти произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, чьи авторы «пошумели» в свое время и продолжают «шуметь» сейчас. выставка шум хабаровск И даже среди этого разнообразия авторов, стилей, жанров, школ и направлений нельзя не обратить особое внимание на работы народного художника СССР Дмитрия Аркадьевича Налбандяна (1906-1993).

В советский период главными характеристиками мастера были «первая кисть политбюро» и «певец КПСС». В эпоху социализма, когда идеология имела ключевое значение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, портреты коммунистических вождей и картины на тему их жизни и деятельности действительно имели важное значение. И именно это порой закрывало от широкого зрителя другие, не менее значимые и талантливые стороны творчества того или иного художника.

Д.А. Налбандян - Гурзуф. Солнечный день

Дмитрий Налбандян, армянин по национальности, родился в Тбилиси, в бедной семье железнодорожного служащего. Страсть к рисованию проявилась еще во время учебы в гимназии, где учитель рисования, обратив внимание на способности мальчика, поощрял его занятия рисунком. Октябрьская революция внесла свои коррективы в судьбу Грузии и семьи Налбандян. Жертвой террора контрреволюционеров стал отец Дмитрия. Забота о семье с четырьмя детьми легла на плечи молодого Налбандяна. И только в 1922 году Дмитрий Налбандян поступил в Школу живописи и рисования, а в 1924 - в Тбилисскую Академию художеств. Помимо учебы в Академии Дмитрий активно участвует в выставках, преподает рисование в двух школах, рисует карикатуры для грузинских газет и журналов, работает художником-мультипликатором в Госкинпроме Грузии. Творческие интересы мастера лежат в сфере русского реалистического искусства. Огромную роль для становления его творческой манеры сыграла поездка в Москву и в Ленинград в 1924 году, возможность посетить Русский музей и Третьяковскую галерею, воочию увидеть работы передвижников, так восхищавших молодого художника.

После окончания Академии Налбандян едет в Одессу, где работает на Одесской кинофабрике у Довженко, а в 1930 году переезжает в Москву и в 1935 году становится членом Московского отделения Союза советских художников.

Жанровый диапазон Дмитрия Налбандян очень широк: художник одинаково успешно работал в области портрета, натюрморта, тематической картины. А еще он был великолепным пейзажистом. На выставке «ШУМ» экспонируется его пейзаж «Гурзуф. Солнечный день», а в коллекции Дальневосточного художественного музея хранится два пейзажа этого замечательного мастера – «Зимний день» и «Перхушково». выставка шум хабаровск

Д.А. Налбандян - Зимний день

Картина «Гурзуф. Солнечный день» - энергичная по живописи, насыщена солнечным светом. По узкой улочке старого города медленно движется навьюченный ослик в сопровождении хозяина. Светло-голубое небо, зелень, белые рубашки прохожих, белые стены домов, освещенные солнцем, в контрасте с затененной стороной улицы, создают ощущения вибрации света и воздуха, ощущения яркого праздника и приподнятого настроения.

Д.А. Налбандян - Перхушково. Зимний день

Совсем другие эмоции вызывает экспрессивный по исполнению пейзаж из собрания ДВХМ «Зимний день» (второе название картины – «Зима. Теплый день»). Гармонией темных оттенков коричневатых, черных и белых тонов художник добивается впечатления теплого зимнего дня, когда снег становится тяжелым, а стволы деревьев темными от влаги. Те же светлые чувств вызывает и пейзаж «Перхушково» со старинной церковью, окруженной деревьями, голубизна снега на переднем плане красиво сочетается с коричневато-охристыми тонами дальнего леса.

В своих пейзажных работах Дмитрий Налбандян отразил свое особое восприятие жизни и природы. В этих картинах гармонично сочетаются интимность и лиризм изображения и бурный темперамент автора - живописца.

Зав.отделом О.Г. Коновалова


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен