Братья Ройтер в собрании ДВХМ
Одна из самых многочисленных и интересных коллекций в собрании Дальневосточного художественного музея – рукотворная и печатная графики советского периода. В этой коллекции представлены как работы широко известных авторов – Фаворского В.А., Фалилеева В.Д., Кравченко А.И., так и авторов, известных лишь специалистам или ценителям графического искусства. Среди этих графических произведений – листы братьев Липы и Михаила Ройтеров. михаил ройтер
Ройтер Липа Герш-Лейбович (1910–1994) родился в Виннице. В 1938 году закончил Московский художественный институт. Его учителями были Владимир Фаворский, Михаил Родионов, Ксения Истомина. В годы Великой Отечественной войны Липа Ройтер был сапером, командовал отделением, участвовал в битве под Москвой, освобождении Украины и Польши, Германии и Чехословакии. Он был демобилизован в звании сержанта, награжден медалями «За освобождение Киева», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и орденом Отечественной войны II степени. Вспоминая о фронтовых буднях, художник писал: «Необходимость художника на фронте возникала постоянно, как насущная, жизненно важная потребность. Даже в первые труднейшие годы войны в сверхчеловеческом напряжении на передовой приходилось рисовать для боевых донесений в штаб бригады или фронта. Это были схемы минных полей, наглядная инструкция для наращивания льда для переправы танков, рисунки мин-сюрпризов, на которых подрывались наши бойцы и многое другое».
В послевоенные годы Липа Ройтер много путешествовал, побывал на целине, в Севастополе и Заполярье. Именно тогда им были созданы графические серии «Студенты на целине», «Хлеб», «Военные моряки Черноморья», «Пограничники Заполярья» и другие. Кстати, его линогравюры из серии «Студенты на целине» были воспроизведены в книге Л.И. Брежнева «Целина», напечатанной в 1957 году.
В собрании Дальневосточного художественного музея представлены серии «Студенты на целине» (рис.1), «Хлеб» (рис.2), «Сегодня на целине» (рис.3) и триптих «Богатыри Сибири» (рис.4). Линогравюры Липы Ройтера из коллекции музея отличает высокое качество исполнения, четкость линий и выразительность образов.
Младший брат Липы, Михаил Ройтер (1916–1993), первое художественное образование получил на рабфаке Киевского художественного института. С 1937 учился живописи в изостудии ВЦСПС у К. Юона, Н. Ромадина и А. Каневского. Во время войны служил в студенческой бригаде на строительстве оборонительных сооружений. В 1946-ом закончил Московский Государственный художественный институт, где его учителями были К. Истомин, М. Родионов и Н. Радлов.
Со студенческих лет Михаил Ройтер отдавал предпочтение графике. Первыми профессиональными работами художника стали иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского. В 1950-е Ройтер путешествует по Сибири, создавая серии работ, посвящённые индустриализации этой части страны. С 1960-х ведущей в творчестве Михаила Ройтера становится тема спорта. Выразительные акварели, экспрессивные линогравюры, которые автор печатал собственноручно, воспевают молодость и красоту тренированного человеческого тела. Начиная с 1970-х, Ройтер работал преимущественно в технике акварели, фиксируя преображения в архитектурном облике Москвы и Ленинграда.
В собрании Дальневосточного художественного музея представлены иллюстрации Михаила Ройтера в технике литографии к повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» и лист «Барьеристы», выполненный в техниках офорта и акватинты. Остановимся на листе «Барьеристы» (рис.5) из спортивной серии художника. Вытянутый по горизонтали лист наполнен движением. Причем художник соединяет статичность героев первого плана и напряженное движение спортсменов второго плана. Размещая болельщиков в правом углу работы, художник тем самым оставляет место и для зрителя, словно включая его в сюжет. Спортсмены показаны в наивысшей точке своего движения и сил, ритмический вертикальный рисунок барьеров, флагов и вышек с прожекторами в вытянутой по горизонтали работе словно передает напряженное дыхание бегунов, их вдох и выдох.
Графика братьев Ройтер не часто экспонируется в залах Дальневосточного художественного музея, тем долгожданнее встреча с их работами. Осенью 2023 года линогравюры Липы Ройтера из серии «Студенты на целине» и графический лист «Барьеристы» Михаила Ройтера будут представлены на музейных выставках.
Марина Константинова, зав. сектором современного искусства ДВХМ
- Русская усадьба, как центр художественной жизни - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен