В экспозиции Дальневосточного художественного музея есть одна небольшая Богородичная икона, обладающая поистине великой историей (рис.1). Посетители ее часто даже не замечают, а это один из самых почитаемых и чудотворных образов России - «Казанская икона Божией Матери».

(рис.1)

Неслучайно именно этой иконе приписывают роль «Спасительницы земли русской», поскольку к её заступничеству прибегали и в XVII столетии русские ополченцы, во главе Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, и в XVIII-ом – царь Петр I перед Полтавской битвой, и в XIX-ом – Михаил Кутузов в Отечественной войне 1812 года.

Казанская икона Божией Матери была обретена чудесным образом, такие иконы называют явленными. И явилась она девятилетней девочке Матроне в 1579 году после пожара, уничтожившего практически всю Казань. Ребенка не сразу услышали, но когда при раскопках на указанном Матроной пепелище была найдена икона Божией Матери, аккуратно завернутая в полотно, были немало удивлены. Икона выглядела так, словно написана гениальным живописцем только что. Тем не менее, автор образа остался неизвестным истории, впрочем, как и причины, по которым чудесный лик оказался закопанным в землю и пепел.

Обычно «явленным» называют первый появившийся образ, который становится известен исцелениями или чудесами, как в случае с иконой Казанской Божией Матери, с него впоследствии и делаются многочисленные списки или копии. Среди списков Казанской иконы есть несколько не менее прославленных святынь: это Московский, Петербургский, Песчанский, Чимеевский, Вышенский, Коробейниковский и Ватиканский списки с очень запутанной судьбой и множеством явленных чудес. Где он только не побывал! Этот образ знали в Великобритании под именем «Черной Богородицы замка Фарлей». Он побывал в США и Португалии, а затем отправился в Ватикан, где украшал личные покои Иоанна Павла II. В конце концов священная реликвия была торжественно возвращена на родину.

Один из списков Казанской иконы Божией Матери находится в Дальневосточном художественном музее (рис.2). Поступил он из Государственного Русского музея в 1987 году, в числе 46 икон, и датируется XIX–XX столетием.

(рис.2) Икона Богоматерь Казанская XIX-XX вв.

По иконографическому типу перед нами сокращенный вариант Одигитрии (Путеводительницы). На иконе изображены Богоматерь с Младенцем, которого она держит на левой руке. Взоры Марии и Спасителя направлены не друг на друга, а на зрителя. Есть и другие существенные отличия от традиционной иконографической схемы: во-первых, это не поясной, а оплечный образ, так что указывающей на Божественного отпрыска руки Марии не видно. Кроме того, Христос не сидит, а стоит на руке матери, а в его деснице отсутствует свиток с Евангелием. Списки икон могут различаться между собой. Отличия наблюдаются в цветовой гамме, позах Пречистой и Спасителя, чертах их лиц и так далее. Каноном это допускается.

Явленная икона Казанской Божией Матери была обильно украшена золотой ризой (окладом) с драгоценными камнями, и, видимо, следуя этой традиции, автор нашего списка украсил поля иконы художественной резьбой (рис.3).

(рис.3) Фрагмент полей иконы Богоматерь Казанская

Возможно, по этой же причине, соблазнившись богатыми ризами, в 1904 году из Казанского Богородицкого монастыря, который явленная икона не покидала более трех столетий, она вместе с другими историческими образами была похищена неким Варфоломеем Чайкиным. По словам похитителей, драгоценные оклады были проданы, а иконы сожжены. Православный мир до сих пор не может смириться с потерей явленной иконы. А в Казанском Богородицком монастыре ныне представлен Ватиканский список, о котором уже было упомянуто.

Но, несмотря на все эти трагические обстоятельства, особый статус Казанской иконы Божией Матери не поменялся. Она продолжает защищать русскую землю, но теперь уже находясь на орбите нашей планеты. Экипаж космического корабля «Юрий Гагарин» 7 марта 2011 года доставил один из списков иконы на Международную космическую станцию, где она находится и поныне.

Посетители Дальневосточного художественного музея могут увидеть прославленный образ Казанской Божией Матери в зале иконописи постоянной экспозиции русского искусства.

Методист ДВХМ Левченко А.А.


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен