Дальневосточный художественный музей в фондах приамурского народного искусства хранит его образчики и инструменты, которыми эти произведения были сделаны. Традиционные нанайские, ульчские, удэгейские ножи для промысловых работ и рукоделий представлены в коллекции не просто инструментарием, но самодостаточными изделиями декоративно-прикладного искусства. Эти ножи как предмет народного приамурского промысла имели принадлежность к гендеру. ножи для рукоделий

Традиционные искусства делятся на мужские и женские. Мужчины занимаются твёрдыми материалами – костью, деревом, металлом. Женщины – мягкими: кожей, тканью, берёстой (при определённой обработке). Для работы со всеми материалами необходимо было иметь специальные ножи с приспособленными к этой работе лезвиями и рукоятями для специфических хватов. Изготавливались эти инструменты в основном мужчинами, на это указывают сами материалы ножей –металл и дерево, но ножи эти считались, естественно, женскими, так как использовались они женщинами. Мы не знаем, что мотивировало мастеров на проработку узоров на рукоятях ножей, возможно, вера в сакральную силу орнамента, а может быть – тяга к прекрасному и врождённый эстетизм, однако почти все экспонаты с названием «нож для рукоделий» украшены спирально-ленточным растительным орнаментом, а некоторые образцы даже имеют декорирование инкрустацией металлом и костью.

Особенно интересен нож народа айну, датированный концом XIX - началом XX в. (главное фото, 1), но приобретённый, однако, в селе Дуди Ульчского района. Рукоять и ножны сделаны из рога оленя. Ножны украшены традиционным прорезным спирально-ленточным орнаментом, заполненным наклонными параллельными линиями. Такой тип узора характерен для искусства айнов и мог быть заимствован ульчами (но возможно, айны переняли его у ульчей). На рукояти наклонные прямые прорези повторяются. Предназначен инструмент, судя по длине лезвия, скорее всего для вырезывания орнамента, также вытянутая форма головки рукояти намекает на то, что им могли разглаживать швы. Кроме того, диагональный скос и отполированная кость говорят об удобстве обратного хвата (рис. 2), применимого при работах по вырезыванию кожи на специальных досках. Такая суженная форма рукояти со скошенным наконечником является самой распространённой по берегам Амура для рукодельных ножей.

Об инструментах с такой формой рукояти и пойдёт речь далее. У нанайцев вышеописываемый нож из оленьего рога для изготовления одежд из рыбьей кожи, возможно, называется «посикту». Автор заметки выражает некоторые сомнения относительно правильности названий тех или иных экспонатов, так как встречается множество названий, относящихся к большому количеству разновидностей ножей для женских рукоделий, которые отличаются формой и длиной клинка и рукояти. Ножи «чурен», к примеру, использовались для работ с берёстой, а также, судя по всему, для создания орнамента. Подобный экспонат авторства Оненко Милы, датированный дореволюционным периодом, с рукояткой из кости и очень коротким лезвием, не более 35 мм, украшен по рукояти резным орнаментом с листьями и фестонами (рис. 3). Есть и похожие по размеру лезвия ульчские образцы с упрощённой формой рукояти (рис.8).

Но наиболее распространённый, в силу своего назначения, тип ножей в коллекции – это нож «гирсу» для чистки рыбы и приготовления пищи. К такому типу относятся три образца конца XIX – начала ХХ века из музейного собрания. На рис.4 нож с прорезным узором на рукояти в виде ритмично повторяющихся «запятых». Клинки таких ножей – от 5 до 8 см, изогнуты и заточены по внутренней стороне изгиба. Рис.5 также представляет нож гирсу с рукоятью из кленового корня, украшенной расписным черным спирально-ленточным орнаментом, очень напоминающим узоры на ткани, зеркально повторяющиеся с обеих сторон.

Рис. 6,7 демонстрируют нож работы Бельды Янгоки из Нанайского р-на села Найхин. Нож интересен инкрустацией рукояти медными и костяными элементами. На одной стороне – костяная пластинка с процарапанным примитивным изображением рыбы (что намекает на функционал изделия), обрамлённая медью (рис.7). Другая сторона (рис.6) украшена фигурными пластинками в виде растительных элементов, обрамлённых тонкой пластинчатой полоской меди, повторяющей силуэт на небольшом отдалении. Две аппликации – из меди, они разделены третьей – костяной, вставкой.

При описании ножей для работы с рыбьей кожей следует упомянуть и специальные доски «худэн», на которых и раскраивали эту кожу. В коллекции ДВХМ хранятся три таких доски. Две из них авторства Филиппа Оненко, датированы они приблизительно 1928 годом (рис. 9, 10). И одна создана Марка Александровича Оненко примерно в то же время (рис. 11). Все три образца имеют суженую форму, видимо, более удобную для расположения на них рыбы, увенчаны резными орнаментальными элементами с чёрной тонировкой древесины, что придаёт вырезным узорам тёмный, контрастный фон.

Обычно музейные ножи для рукоделий и доски худэн выставляются на тематических выставках, проходящих в Дальневосточном художественном музее раз или два в год. Приходите посмотреть и вы.

Ковальчук А.М., специалист ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен