Крестьянский мир в творчестве Елизаветы Бём
«Нижний – Москве сосед ближний: дома каменные, а люди железные». Так звучит старинная пословица о городе, ведущем свою историю с летописных времён – Нижнем Новгороде. Его история изобилует легендами, чудесами и волшебством русской сказки, вплетёнными византийской вязью в повседневную жизнь новгородца-ремесленника, крестьянина, купца. елизавета бем
Именно Нижегородская земля стала источником этнографических коллекций, собранных меценатами, ценителями русской старины: Мамонтовых, Бахрушиных, Морозовых. Без этой выдающейся плеяды нео-русский стиль не состоялся бы в пространстве мировой культуры. Опера, балет, музыка, живопись, литература и мода – всё было пропитано новыми трактовками русской народной культуры допетровской эпохи, а то и глубже в веках – дохристианской. елизавета бем
Большинство творческих деятелей поменяли европейские маршруты своих путешествий на русские земли в поисках цветка папоротника – мистической творческой идеи славянского мира.
Заиграла небывалой палитрой и возрождённая в другом качестве русская усадьба на полотнах передовых художников: Ильи Репина, Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Валентина Серова. Нелюдимый «приют одинокого поэта» превратился в жизнеутверждающий, творческий центр искусств, ремёсел, инновационных производственных идей.
Многие хозяева усадеб сделали крестьян участниками своих проектов: Талашкинские, Абрамцевские школы-мастерские для крестьян, в которых преподавали и сами хозяева, хорошо изучившие то или иное мастерство. Изделия выпускников этих школ прославились за пределами Российской Империи.
Крестьянский мир детства стал вдохновителем и главным мотивом творчества Елизаветы Бём в мастерстве силуэта в литографии.
Вырезая на каменной матрице сюжеты детской деревенской действительности, Елизавета Меркурьевна вкладывала свои собственные детские воспоминания: «Самые лучшие воспоминания у меня связаны с деревней, и я сожалею тех детей, которые лишены этих радостей». Для шестилетней девочки открылся неведомый пёстрый мир русского раздолья волжских берегов – антипода невскому сумраку Петербурга, откуда её семья переехала в своё родовое имение Щипцево.
Настоящая жажда не просто запечатлевать каждое мгновение своей жизни, но и делиться этим со всеми открылась в маленькой художнице, чтобы определить её дальнейший путь:
«…и я иначе себя не помню, как рисующей на всех клочках бумаги…и вот это-то и обратило внимание людей, несколько понимающих, что мне серьёзно следовало бы заняться рисованием».
Таким «понимающим» для юной художницы стал, например, живописец Иван Крамской, обучавший девушку в «Обществе поощрения художников» и ставший для неё наставником на всю жизнь.
Оценив важность присутствия в жизни внимательного наставника, молодая художница обратила всю свою творческую мощь в образовательные проекты – иллюстрировала детские журналы, азбуку, сопровождая рисунки разнообразными пословицами:
«И откуда только вы их только откапываете все эти поговорки?» Удивлялся Владимир Стасов, знаток русской культуры и фольклора.
А «откапывала» их в большом количестве Елизавета Меркурьевна во время поездок к крестьянским детишкам, которые всегда очень ждали «бёмиху», ведь она была всегда с охапкой сладостей, ярких ленточек для косичек, платков и игрушек.
Радостные незабываемые мгновения для детей, навсегда запечатлелись в милых открытках Елизаветы Григорьевны, которые сегодня воспринимаются кусочками «преданья старины глубокой».
- Акварелист Альберт Бенуа в коллекции ДВХМ – читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен