Лабас и Домогацкие - художники одной эпохи
18+
В 1991 году в Дальневосточный художественный музей была передана коллекция работ художника Александра Лабаса. В серии «Портреты», над которой мастер работал почти всю свою жизнь, особенно удачны те, он создал в 1930-е годы. Это период, когда Лабас уделяет внимание натуре, проникает в характер человека, вскрывает существенные качества портретируемого. Портреты этого времени открыли художника как тонкого психолога, поэта, запечатлевающего лучшие черты портретируемого, смотрящего на каждого человека добрым взглядом. Герои портретов – современники и друзья Лабаса: поэты, писатели, художники. домогацкий владимир
«Портрет художника В.В. Домогацкого» из коллекции ДВХМ, созданный в 1938 году, – яркий пример творчества мастера этого периода. На работе изображен Владимир Владимирович Домогацкий (1909–1986) – художник-график, иллюстратор, в наше время почти забытый.
В юности Владимир Домогацкий мечтал стать живописцем и его художественно-формальные вкусы, как он признавался сам, целиком были воспитаны на современной французской живописи, а его школой стал Музей нового западного искусства. Тем не менее, основной областью его творческой деятельности стала книжная иллюстрация, выполненная в художественной технике, сначала обрезной, а в зрелые годы – торцовой деревянной гравюры, мастерство которой он осваивал в студии Павла Яковлевича Павлинова с 1927 года. Студия была выбрана Владимиром Домогацким, возможно, и с одобрения отца, главным образом за благожелательную атмосферу, создававшуюся «благодаря бесконечной доброте, большой культуре и удивительным человеческим качествам самого хозяина» (из воспоминаний Владимира Домогацкого).
В 1928 году он поступил в университет на живописный факультет, где специальность и теорию искусств вел Фаворский, через год перевелся на монументальное отделение, а затем, после того как учреждение было расформировано, переведен в Ленинград. В 1932 году, вновь сдав экзамены, поступил на художественное отделение Московского полиграфического института в мастерскую Фаворского. Очень скоро из-за целого ряда разногласий с учителем ему пришлось искать собственный путь в искусстве и стать, по существу, «отщепенцем» школы. Разногласия касались, главным образом, принципов иллюстрирования книги. Отношение же Фаворского к материалу Домогацкий определял как «духовное» и разделял его взгляды на организм книги в целом. Он также испытывал огромное уважение к Фаворскому как к художнику и как человеку.
С акварельного портрета кисти Лабаса (рис.1) на нас смотрит несколько смущенный молодой человек. Легкая, полупрозрачная техника акварели словно бы подчеркивает тонкость его натуры, ранимость души. При несколько этюдном характере портрета, художник, тем не менее, изобразил своего героя очень узнаваемым (рис.2).
К сожалению, произведений Владимира Владимировича Домогацкого в собрании ДВХМ нет, но в фондах музея хранится скульптура его отца – Владимира Николаевича Домогацкого (1876–1939).
Он происходил из старого дворянского рода, корнями уходившего к псковскому князю Довмонту, женатому на внучке Александра Невского. Идея служения своему делу, во всех его ипостасях, была у него в крови. Квинтэссенцию его жизни составляло искусство, и именно ему отдавал он все свои духовные, творческие и физические силы. Его деятельная энергия и высочайшая компетентность в вопросах искусства и после революции сплачивала вокруг него культурные силы Москвы. Дом Домогацких во все времена сохранял атмосферу старых московских гостиных, где вечерами, за разговорами на самые разные животрепещущие темы, можно было не только весьма образоваться, но и надолго вперед зарядиться творческой энергией. Домогацкий старший в начале XX века несколько раз побывал в Париже и в Италии, где изучал европейское искусство. Особое влияние на его творчество оказали работы скульпторов Трубецкого и Родена. В 1907 году в Париже он активно изучал технику работы в мраморе.
После возвращения в Россию в 1908–1910 годах преподавал в Строгановском училище в Москве, с 1914-го стал членом Московского товарищества художников, участвовал в выставках передвижников.
В 1920-е годы скульптор активно занимался художественной политикой, был председателем Союза скульпторов, стал одним из деятелей Общества русских скульпторов, позднее – участвовал в формировании Московского отделения Союза советских художников. В конце 1930-х годов Домогацкий занимался преподаванием скульптуры. В 1937 году он стал профессором Московского института изобразительных искусств, деканом скульптурного факультета.
Важной частью творчества Владимира Домогацкого стала обнаженная натура, в которой он проявил себя наиболее самобытно. Фигуры девушек отличает мягкая трактовка образов, пластичность, одухотворенная женственность. Скульптор обращался к разным видам и масштабам – от барельефов до круглой скульптуры, от крупных форм до небольших статуэток. Все это есть и в этюде «Натурщица» (1924 г., гипс, 43,0 x 31,0 x 23,0 см) из собрания ДВХМ (рис.3).
Так в собрании Дальневосточного художественного музея воссоединились художники, жившие в одно время, знавшие друг друга и в своем творчестве запечатлевшие одну эпоху.
Марина Константинова, зав. сектором современного искусства ДВХМ
- Илья Репин в коллекции ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен