Воздушные миры Александра Лабаса в ДВХМ
В 1991 году в собрание Дальневосточного художественного музея была передана коллекция работ Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983). От вдовы художника Леони Нойман в музей поступили 24 работы разных периодов творчества мастера, выполненные преимущественно акварелью. лабас александр художник
Александр Лабас – выдающийся российский художник, представитель русского авангарда 1920–30-х годов, один из учредителей Общества станковистов (ОСТ). Круг творческих интересов Лабаса был широк: пейзаж, портрет, зарисовки обычной жизни – все есть на его работах. Но, пожалуй, самое важное, что отличает работы художника, – это ощущение современной ему жизни.
Одна из ведущих тем в творчестве Александра Лабаса 1920-х – воздухоплавание. Он первым написал картины на эту тему, передал неведомое ранее ощущение человека в кабине аэроплана, испытал в жизни и запечатлел на холсте авиационную катастрофу. Лабас был одержим желанием выразить все это, рассказать зрителям о невиданном и неиспытанном, воплотить небывалые скорости традиционными статичными средствами изобразительного искусства – и в этом добился успеха.
В фондах Дальневосточного художественного музея хранится лист «С самолета», созданный в 1936 году (главное фото). Выполненный полупрозрачной акварелью лист пронизан чувством легкости, парения, воздушности. Примечательно композиционное решение: художник показывает лишь малую часть аэроплана – шасси на первом плане и маленький общий вид самолета в глубине листа. Эта композиция создает ощущение простора и безграничности неба, мощи машин, перевозящих людей. В результате возникает впечатление реального полета.
Во многих композициях, преимущественно светлых, иногда почти белых с отдельными четкими цветными мазками, создается среда, открывающая зрителю нечто новое, приобщающая его к доселе немыслимому явлению. Удивительная зрительная память мастера позволяла ему выразить свои впечатления от увиденного в художественных образах, в которых реальная действительность трансформирована внимательным любознательным взглядом и поэтическим восприятием. Лабас относился к авиации и воздухоплаванию как к неотъемлемым факторам будущего.
Очень важной для Александра Лабаса была работа в военные годы – в Москве, а затем в Ташкенте, когда он создал циклы акварелей «Москва и Подмосковье в дни войны» (1941) и «Ташкент» (1942). Первый в основном связан с обликом города во время нападения фашистских самолетов, с бомбежками, дежурствами на крыше и борьбой с зажигательными бомбами. В цикле создан образ прифронтового города. Приглушенная, темная, плотная цветовая гамма определяет колорит многих листов; возникает состояние напряженности, характерное для Москвы того времени. Свободно владея акварельной техникой, Лабас с большим мастерством манипулирует ее прозрачностью, сплавляя цвета, добиваясь их проникновения друг в друга, нагнетая тревогу и заставляя зрителя проникнуться ощущением первых трагических дней войны.
В коллекции ДВХМ хранится две работы из этой серии – «В метро» (рис.1) и «Во время воздушной тревоги» (рис.2). Обе акварели отличает небольшой формат листа, на котором работает художник. Он словно намеренно сжимает пространство, но при этом прямая перспектива акварели «В метро» дает возможность показать бесконечное множество людей, для которых ограниченный мир метрополитена стал надежным убежищем. Второй лист – «Во время воздушной тревоги», своей «ломанной» композицией подчеркивает напряжение и динамику боя, разворачивающегося в небе.
Контрастна этой серии другая работа. Оказавшись в 1942 году в Средней Азии, Лабас остро почувствовал резкую разницу внешнего облика далекого тылового города с тем, что он видел в Москве. Отсюда – совершенно иной вид листов цикла «Ташкент», где его привлекли приметы восточного быта, необычные и непривычные для глаза европейца: улицы, архитектура, облик людей. Высокое светлое голубое небо окутывает все изображение, придавая ему мирный характер; яркий свет солнца высветляет и растворяет цвет, оставляя его звучным лишь в отдельных предметах и одежде прохожих. Акварель «В выходной день» (рис.3) и гуашь «На бульваре в Ташкенте» (рис.4) цикла «Ташкент» из коллекции Дальневосточного художественного музея почти в два раза больше работ из московской серии (ташкентские – 402х485 мм, московские – 220х160 мм), в этих работах не так много деталей, людей, но в них много пространства и воздуха, удивительным спокойствием и умиротворенностью веет от этих работ.
Миры Александра Лабаса – отражение той жизни, которой жил художник, он чутко реагировал на все изменения, происходящие вокруг него. Коллекция работ художника из собрания музея – яркое тому свидетельство.
Марина Константинова, заведующая сектором современного искусства ДВХМ
- Находка из раскопок Шлимана: выставка «Сокровища Ойкумены» в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен