История одной картины Николая Хохрякова в собрании ДВХМ
«Всего и надо, что вглядеться, - боже мой, всего и дела, что внимательно вглядеться». Ю.Д. Левитанский
Когда у художника появляется своя мастерская, это значит, что он обретает обитель своей души. А для русского пейзажиста времен самого расцвета громогласного передвижничества с его живыми пленэрами обителью становится и сама природа. А если ещё отучиться у великих мэтров пейзажа: Ивана Шишкина и Архипа Куинджи и быть в дальнем родстве с Васнецовыми, то все четыре стихии неминуемо подчинятся кисти, заиграют буйством красок на холсте, чтобы создать целый мир в картине. художник николай хохряков
Всё это относится к художнику Хохрякову Николаю Николаевичу, автору картины «Интерьер» из собрания Дальневосточного художественного музея.
География собраний ДВХМ охватывает всю русскую землю, а в данном случае, перед нами летописная Вятка. Земля преданий, родина дымковской игрушки, старинных купеческих родов и провинциального очарования. Представителем старинного купеческого рода Хохряковых и был Николай, но к моменту его рождения, в 1857 году, семья относилась уже к мещанскому сословию.
В творческом пути и в жизни художника всё словно на грани. Так и работа «Интерьер», остаётся на грани двух жанров: пейзажа и интерьера. На картине изображена мастерская художника в зимний период. Жемчужное морозное узорочье усадебного сада заполняет окна и пространство интерьера. Природа серебристым светом освещает предметы мебели, олицетворяющие радость мещанского бытия. Ослепительную бирюзу ковра и скатерти зимний свет приводит в приглушенную гармонию.
Зима – время созерцания и рукоделия. Художник оживляет, «очеловечивает» интерьер оставленным столиком с открытой шкатулкой для рукоделия, будто хозяйка вот-вот вернётся. Такая особенность всех интерьерных работ художника – вызывать чувство присутствия человека.
Хозяин своей милой «хибарки», как он называет свою мастерскую, пишет так, что достигается «эффект эмали», как определила Светлана Юрьевна Ардашева – заведующая домом-музеем художника Хохрякова. Ею же определён маленький портрет, расположенный в простенке между окон, датируемый 1840 г. художник николай хохряков
Маленький портрет с большим значением для семьи Хохряковых, не только, потому что на нём изображена бабушка художника с детьми. Но и потому, что портрет нарисован в редчайшей технике акварельной портретной миниатюры известным мастером того периода Романом Вильчинским.
С портретов этого художника на зрителя смотрят знатные изящные дамы, одного с художником сословия – дворянского, а тут вдруг мещанка.
Дело в том, что Роман Вильчинский находился в ссылке в Вятке, куда его отправили служить с понижением звания до рядового за распространение портрета опального декабриста. По старинной русской традиции – не оставлять творчество в ссылке, Вильчинский продолжает работать и создаёт портреты той знати, которой полнится купеческая и мещанская Вятка.
Так, ссыльный военный и акварелист спасался от жизненных трудностей. Также и Хохряков спасался от жизненных перипетий в своей мастерской души, в которой работал с упоением до зимы 1917 года, изображенной на картине «Интерьер» и подписанной этим годом рукой автора.
Анастасия Мищенко, лектор-экскурсовод
- «Порт» Клода Лоррена в собрании Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен