«Порт» Клода Лоррена в собрании Дальневосточного художественного музея
Долгое время в изобразительном искусстве пейзаж занимал лишь второстепенное, фоновое значение. Прежде чем он стал самостоятельным жанром, сформировалось идеальное представление о нем, воплотившееся в прежде всего в творчестве великого французского мастера Клода Желле, прозванного Лоррен (Лотарингец). клод лоррен
Лоррен (рис.1; Автопортрет из альбома рисунков«LiberVeritatis») родился около 1600 года, в 13 лет отправился в Италию, и в 1627 году навсегда осел в Риме. Сама магия Вечного города, сам ландшафт Римской Кампаньи вдохновляли художников на работу в пейзаже.
Пейзажи Лоррена становятся эталоном нового типа пейзажа – классицистического, утверждающего мир природы совершенным местом бытия человека. В лорреновской картине мира всегда светит солнце. Солнечный свет – визуализация света божественного, наполняющего собой мир. И на какую бы тему он ни создавал свои произведения, каждое из них – ода Солнцу.
Лоррен первым стал писать против восходящего или заходящего солнца. В Дальневосточном художественном музее хранится один из множества морских портов с заходящим солнцем, созданных мастером в зрелый период (фото 2; К. Лоррен. Порт. Медь, масло. 39,5х54).
Солнце, расположенное слева от центра горизонта, своими лучами диктует движение навстречу зрителю. Пространство строится как бы совмещением двух перспектив, двух позиций созерцания, одну из которых занимает зритель, другую – солнце, «око мира».
Солнце не только рождает солнечную дорожку на мелкой ряби моря. Оно отражается на воде большим и почти столь же ослепительным пятном, от которого разбегаются в разные стороны лучи, как от самого солнца. Это отражение становится его спутником, третьим в диалоге зрителя и солнца. клод лоррен
В этом свете купается все запечатленное на картине: море, островок с деревьями, парусники, весельные лодки, руины античного храма и фигуры на берегу. Солнечный свет, идущий из глубины навстречу зрителю, в глубине все предметы делает как бы прозрачными. На ближних планах он обеспечивает четкие силуэты и глыбам камней островка в правой части композиции; и растущим на нем пышным деревьям с кронами осенне-рыжими на свету и серо-зелеными в тени; и парусникам, расположенным по всей ширине работы на одной линии с островом; и разнообразным лодкам; и фигурам людей на море и берегу. Свет придает особую тонкость и почти кружевное изящество корабельной оснастке, усиливает строгость пропорций архитектурных руин.
Мотив архитектурного каприччо, необходимый элемент идеального пейзажа, Лоррен вводит на первый план слева. Руины, иллюстрация неостановимого бега времени, и порт, это кратковременное пристанище путника, зримый образ мгновения между событиями прошлого и будущего, подводят зрителя к осознанию мимолетности прекрасного настоящего и рождают в его душе настроение светлой грусти.
В 1640–50-е годы Лоррен часто создает несколько повторений и вариантов одного сюжета. Музейная картина идентична находящейся в Бирмингемском музее работе 1655 года (главное фото), также совпадают их материал – медная пластина, и размеры. Название бирмингемской картины – «Прибрежная сцена с отплытием св. Павла» - позволяет объяснить сюжет происходящего на первом плане в центре композиции. На ступеньках причала два римских воина ведут к лодке человека в длинном одеянии, со связанными руками. Это из Деяний апостолов: «Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию». Лоррен сокращает количество героев Деяний, но вводит фигуры гуляющих по причалу, рыбака в нагруженной товаром узкой лодочке, гребцов в лодках и натягивающих паруса матросов на мачтах кораблей.
Море и небо написаны широкой гамме – от чистого голубого до темного сине-серого, в том числе за счет использования в качестве основы меди, которая при окислении приобретает сине-зеленую окраску.
«Порт» поступил в музей из Эрмитажа в 1931 году. Когда именно он попал в Эрмитаж, кто были предыдущий владелец и заказчик, в настоящее время неизвестно. Написана музейная картина после бирмингемской, вошедшей под №132 (рис.3) в знаменитый лорреновский альбом «LiberVeritatis» (Книга истины). В этот рисованный пером и тушью авторский каталог Лоррен включал свои произведения, за исключением повторений. Каждый рисунок сопровождался подписью, названием, датой создания и именем заказчика. Таким образом прославленный мастер боролся с многочисленными подделками. клод лоррен
Лоррен получал заказы до самой смерти, наступившей в 1682 году. Слава его еще при жизни была грандиозной, влияние его и на современников и на последующие поколения было колоссальным. В этом легко убедиться, оказавшись на музейной выставке «Морская месса» (6+), которая продлится до 28 мая 2023 года.
Алёна Фролова, завсектором ДВХМ
- Забытый маринист Руфим Судковский в коллекции ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен