Портрет народной артистки СССР Марии Бабановой в коллекции ДВХМ
В фондах Дальневосточного художественного музея хранится множество работ не известных широкой публике. Знакомство с такими произведениями происходит благодаря выставкам, которые дают редкий шанс увидеть замечательные картины из богатых музейных фондов. лобанов сергей иванович
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого драматурга, создателя русского театра Александра Островского. На это событие Дальневосточный художественный музей откликнулся выставкой «У каждого свой театр…» (6+), которая начнет работать с 23 марта. На выставке будут представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, большинство из которых ранее не выставлялись.
Одной из таких работ является картина художника Сергея Лобанова«Портрет народной артистки СССР Марии Бабановой», написанной в 1939 году.
Сергей Иванович Лобанов родился в 1887 году в Москве. Несмотря на то, что отец его был из старообрядцев, увлечению сына рисованию он не только не препятствовал, но и всячески поощрял склонность мальчика к искусству.
В Александровском коммерческом училище, куда поступил Сергей, рисование преподавал ученик Ильи Репина А.М. Михайловский. В училище Федора Рерберга, где Лобанов продолжил образование, он учится вместе с Казимиром Малевичем. В 1907 г. Сергей Иванович посещает занятия в Студии живописи и рисунка И.И. Машкова, осенью поступает в Московское училище живописи, а позже переходит в мастерскую под руководством Константина Коровина. Подобный круг общения не мог не повлиять на творчество Лобанова. Он одним из первых вступает в общество «Бубновый валет» и принимает участие в двух выставках этого сообщества вместе с Пикассо, Кандинским, Матиссом и др. Являясь сторонником новой французской живописи, Лобанов, едва присоединившись к Ассоциации художников революционной России (АХРР), был исключен оттуда «как чуждый идеологии АХРР и общей товарищеской жизни».
Помимо занятий живописью Сергей Лобанов был профессиональным искусствоведом и специалистом музейного дела. Его назначали хранителем национализированного собрания Сергея Щукина. В течение полутора десятилетий Лобанов был заместителем директора Государственного Музея нового западного искусства (позднее значительная часть коллекции ГМНЗИ была передана в ГМИИ им. А.С. Пушкина, став основой собрания французской живописи второй половины XIX и XX века). Он написал монографии о Поленове и Левитане, получил степень кандидата наук, активно участвовал в выставках различных объединений. Еще одной страстью Лобанова был театр. Театральные художники называли его «гражданином кулис». Он работает в Большом театре и создает там триста рисунков на балетные и другие темы. В 1939 году делает зарисовки спектаклей «Собака на сене», «Ромео и Джульетта». Именно в этот период Сергей Лобанов знакомится с артисткой Марией Бабановой и пишет ее портрет.
Мария Ивановна Бабанова родилась в 1900 году в московской купеческой семье. Театральная жизнь началась у Бабановой после раннего замужества. Она попала в семью, где не только говорили об искусстве и театре, но и дружили со многими творческими людьми. Знаменитая актриса Елена Грановская, услышав пение Марии, посоветовала ей выступать на сцене. В 1920 году Бабанова окончила студию при Театре ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций) под руководством Федора Комиссаржевского в Москве. Позже эту студию возглавил Всеволод Мейерхольд, которого Бабанова боготворила всю свою жизнь. Именно под его влиянием сложился индивидуальный стиль актрисы. Роли, сделанные под его руководством, пользовались безоговорочным признанием зрителей и критиков. Марию Ивановну Бабанову называли «зримым чудом театра», олицетворением высочайшего актёрского мастерства. Однако с появлением в труппе Зинаиды Райх, Мария Бабанова покинула театр — двух примадонн в одной труппе быть не могло (таково было желание Райх).
С 1922 года Мария Бабанова работает в труппе Театра Революции, позже — театра имени В.В. Маяковского, где играет до 1983 года. Символом времени стала её Таня в одноименной пьесе Арбузова. В 1979 году на сцене МХАТ сыграла свою последнюю роль — Жену в пьесе Э. Олби «Всё кончено».
Она озвучивала многие радиопостановки, принимала участие в дублировании игровых и озвучании анимационных фильмов. Во всех постановках раскрылся прирожденный талант Бабановой: уникальный голос, абсолютный слух и музыкальность. На портрете кисти Лобанова мы видим актрису в период пика ее славы. Она только что получила звание заслуженной артистки РСФСР.
На выставке «У каждого свой театр…» можно будет увидеть и портреты других замечательных актеров, и работы современных театральных художников, и произведения тех, кто стоял у истоков хабаровских театров.
- Гравюры Иоганна Георга Вилля в коллекции ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен