В коллекции Дальневосточного художественного музея хранится шесть листов печатной графики (из них пять ксилографий) советского графика и живописца Алексея Ильича Кравченко (1889–1940). алексей ильич кравченко

Творчество Алексея Кравченко интересно тем, что завоевав изначально признание как живописец, он был больше известен как график и иллюстратор, создавший более двух тысяч гравюр и офортов.

Ксилография – разновидность графического искусства, способ гравирования по дереву, а также оттиск на бумаге с деревянной печатной формы. Гравюра на дереве, древнейшая из техник гравирования, относится к технике высокой печати, в которой углубления на доске, вырезанные штихелем, остаются на оттиске белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части формы, и при переводе на бумагу под давлением она дает черный тон.

Все работы Алексея Ильича поступили в художественный музей в 1946–1947 годах из Московской государственной закупочной комиссии через директора музея Николая Ивановича Туркина. Смеем предположить, что это было осмысленное формирование коллекции музея высококлассным образцом современной советской графики. Тематически ксилографии мастера, хранящиеся в музее, можно разделить на две группы: три работы посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина, одна рассказывает о крупнейшей советской стройке – Днепрострое.

В конце 1920 - начале 1930-x годов многие советские графики выезжали в творческие командировки в новые промышленные районы, где велось индустриальное строительство. Гравюры и рисунки, созданные во время поездок, экспонировались на тематических выставках, публиковались в журналах. Они наравне с фотохроникой являются документами эпохи индустриализации страны. алексей ильич кравченко

Будучи командирован на Днепрострой в 1930 году, в 1931–1932 годах Кравченко сделал на месте ударной стройки рисунки, послужившие основой для серии гравюр «Днепрострой». Эта серия стала самой значительной работой, отражающей современную жизнь. В ней утверждается героика труда, раскрывается высокая поэзия времени индустриализации.

В ДВХМ хранится лист из этой серии – «На стройке. (Днепрострой. Подъемные краны)», созданный в 1931 году (главное фото). Художник не только изображает величественную панораму строительства, гигантские сооружения, но прежде всего передает свою взволнованность подвигом советского человека. Четкие ритмы черных и белых штрихов выявляют конструкцию строгих форм, динамичное противопоставление темных и светлых пятен придает графическому языку силу и энергию.

В этом станковом цикле он обобщил отдельные частные наблюдения и дал романтически трактованную панораму индустриального строительства. В решении этой темы ему помог весь его художественный опыт прежних лет – умение организовать на плоскости сложный архитектурный пейзаж, создать композицию, объединяемую единой литературной темой.

(рис.1) А.И. Кравченко - Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник»

В 1937 году в стране торжественно и пышно отмечалось 100 лет со дня смерти Александра Пушкина. Все творческие силы страны были направлены на подготовку и реализацию этого мероприятия. Кравченко не стал исключением и создал иллюстрации к произведениям Пушкина также в технике ксилографии.

В собрание музея входят созданные в 1936 году иллюстрации к произведениям великого поэта «Моцарт и Сальери» (18+) и «Медный всадник» (18+). Они наглядно демонстрируют, насколько разной может быть эта сложнейшая техника. Если в «Медном всаднике» (рис.1) она воплощает порыв, бурю, силу стихии, то в иллюстрации к трагедии (рис.2) мы видим эффект контраста, подвластный этой технике «черно-белого».

(рис.2) А.И. Кравченко - "Моцарт и Сальери"

Графический стиль художника может быть охарактеризован как неоромантический гротеск, впечатляющий своей динамикой, сложными контрастами, вдохновенной изобразительностью. И подтверждением этому – блестящие работы мастера, хранящиеся в ДВХМ.

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ


  • Северная тема творчества Владимира Игошева в коллекции ДВХМ - читайте по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен