Персонажи верхних миров приамурской мифологии в экспонатах ДВХМ
Дальневосточный художественный музей, храня в своих фондах артефакты приамурской аборигенной культуры, так или иначе становиться причастным к сохранению его духовного наследия. В переплетении узоров на рыбьей коже, ткани, берёсте хранятся не только традиции рукодельного ремесла, но и скрытые тексты, представляющие собой отражения миропредставления коренных дальневосточников. орнамент народов дальнего востока
Наиболее ярко это мировоззрение открывается нам в ритуальном костюме, ведь само его существование обусловлено мифологическим сознанием создавших этот костюм мастеров. Такой костюм несёт в себе функцию перевоплощения человека в того персонажа или явление, которые причастны к соответствующему ритуалу. Так, нанайская невеста, надевая свадебное облачение, в котором спинка халата расшита чешуёй дракона, а шапочка символизирует драконью голову, сама уподоблялась дракону. орнамент народов дальнего востока
Сам дракон на втором, внутреннем, свадебном халате «амери», сливаясь с Мировым древом, олицетворял и творение новой жизни, и существование человека в среднем мире, и приверженность к роду (через изображение самого древа и его корней по которому в загробном мире родственники узнают невесту и примут её к себе). С помощью таких визуальных конструктов человек символически вписывался в модель космоса, становясь его частью. И через человека данная модель проецируется в творчестве на предметы декоративно-прикладного искусства в различных сферах быта, делая их частью духовного наследия народа. Таким образом, различные сферы мироздания проявляются в произведениях традиционных ремесленников в полной мере через стилизованные в орнаментах фигуры.
Немалая часть фигур посвящена родовому, или Мировому, древу. Его крона, символизирующая небосвод, населена различными существами со способностью к полету. Среди изображений обитателей небесной сферы можно выделить два, превалирующих среди экспонатов ДВХМ: бабочки (рис. 1) и птицы (рис. 2).
Бабочки нечасто изображались на одеждах, так как не имели «защитных» магических функций, по большей части они присутствуют на коврах и декоративных панно, символизируя скорее праздность и безмятежность. Однако известно, что наперекор распространённой игре по ловле бабочек у приамурских ребятишек, табуированной была ловля определённых видов, к примеру чёрного махаона или хвостоносца «маака», в которых приамурцы видели души людей. В коллекции музея присутствуют как минимум два халата с фигурами бабочек:
- нанайский мужской свадебный халат из рыбьей кожи, созданный в конце XIX – начале XXвека (рис. 3), на спинке которого в верхней части можно увидеть два повторяющихся полихромных мотива в виде бабочек;
- праздничный женский ульчский халат из рыбьей кожи (мастер О. Л. Росугбу, 1983 год), также украшенный в основном со спины узорами, сильно напоминающими орнаментальную композицию нанайского «амери»(рис. 4). Орнамент свадебного халата делится, как известно, на три яруса, соответствующих сферам Мирового древа. Опираясь на мнение искусствоведа Л.П. Тарвид, размещение бабочек в верхнем ярусе говорит об их связи с Верхним миром. Название верхней орнаментальной части свадебного халата– «чокодонкани» переводится как «место, куда садится чоко». Чоко в нанайской культуре— маленькие птички, олицетворяющие души еще не родившихся детей. И если принимать во внимание то, что изображение бабочек символизирует души людей, можно делать разные догадки относительно смыслов нахождения данных фигур рядом с фигурами чоко, которые либо соседствуют с ещё одним орнаментальным элементом – зародом (главное фото), либо держат его в клюве. Последний элемент можно в обилии наблюдать на «амери», на работах О.Л. Росугбу в её сюжетных коврах, посвящённых легенде о зарождении земли, и на декоративном панно из берёсты «Дерево жизни» работы Н.К. Ходжер 1970 года.
А как интерпретировать комбинации символов Верхнего мира коренных жителей Дальнего Востока России в традиционном приамурском орнаменте на экспонатах Дальневосточного художественного музея, вам смогут рассказать специалисты просветительского отдела музея на тематических выставках.
Антон Ковальчук, специалист ДВХМ
- Из чего делают шаманский бубен знают в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен