В фондах Дальневосточного художественного музея находится картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Дочь рыбака», поступившая в музей в 1937 году из Государственной Третьяковской галереи. Полотно было написано в 1936 году. Это единственная работа художника на Дальнем Востоке.

Творческая судьба Кузьмы Сергеевича складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным. Один из крупнейших русских художников ХХ века появился на свет в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника.

К.С. Петров-Водкин - Автопортрет, 1929

Учась в четырёхклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением работ которых он попробовал самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. Окончив в 1893 году училище, Кузьма отправился в Самару, где оказался в классах живописи и рисования Фёдора Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства.

Работать художником Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Позднее переехал в Москву, где учился у Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, который окончил в 1905 году.

В своем творчестве художник испытывал влияние различных традиций – от современного французского символизма до старинной древнерусской живописи и итальянского Раннего Возрождения. Являлся членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства».

Кузьма Петров-Водкин - Дочь рыбака, 1936, ДВХМ

Произведения Петрова-Водкина символичны и одновременно реалистичны, и в них сочетается устремленность в будущее и апелляция к чему-то вечному, вневременному. Стилизованность лиц на картинах художника вызывает ассоциации с иконами. Сочетания цветов и композиция многих работ близки авангардному стилю. Сюжеты позволяют говорить о внимании художника к повседневной жизни, к реальным событиям и персоналиям.

В картинах Кузьмы Сергеевича видно отражение идей гармонии человека и мира, соборности, связи прошлого, настоящего и будущего.


  • Знакомство с редкой картиной: «Женский портрет» Павла Жуковского в коллекции ДВХМ - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен