В прошлом году Дальневосточный художественный музей отметил свой 90-летний юбилей. Ведущая свое начало с конца 19 века коллекция художественных предметов лишь в 1931 году обрела свой дом и свой официальный статус первого на Дальнем Востоке музея изобразительного искусства. Замечательная история подлинного храма искусства неразрывно связана в первую очередь с судьбами тех людей, кто закладывал основы будущей дальневосточной культуры и искусства. алексей шишкин

А.В. Шишкин - Ремонт корабля (Порт Клайнеда)

Одним из тех, кто стоял у истоков формирования культурного пространства Дальнего Востока был Алексей Шишкин, художник, связавший свою жизнь с Хабаровском и с Дальневосточным художественным музеем.

Из автобиографии Алексея Шишкина: «Родился в Москве в 1898 году в семье машиниста железной дороги. Отец погиб во время железнодорожного крушения, когда мне исполнилось 4 года. Мать, оставшись с пятью ребятишками в невероятных лишениях и нужде прожила еще два года и сошла с ума. Добрые соседи, подобрав нас в подвале, отдали всех пятерых в различные приюты в Москве. В приюте я впервые взял в руки карандаш, и с тех пор, т.е. с шести лет начал рисовать».

На способности юного дарования обратили внимание и, получив начальное образование Алексей поступает в Строгановское художественно-прикладное училище, где учится в течение пяти лет до 1917 года. В 1917 году Строгановское училище переорганизовано во ВХУТЕМАС, где Шишкин проведет еще три года. Потом начались годы странствий по Средней Азии и Сибири, военная служба в Приморье и с 1927 года Алексей Васильевич навсегда обосновался в Хабаровске.

А.В. Шишкин - Носильщик

Из письма брату Василию: «Итак, я живу в Хабаровске. Город расположен очень живописно – на трех холмах, между ними протекают две речушки: Плюснинка и Чердымовка. Улицы – причудливое сочетание деревянных лачуг с каменными зданиями, зачастую без электричества, без радио и водопровода». Уже спустя 4 года после приезда Алексей Васильевич задумал выполнить серию графических работ «Старый и новый Хабаровск». В 1936 году художник осуществил свой замысел. Выполненные тушью рисунки улиц старого Хабаровска – словно документальный образ ушедшей эпохи. Сделанные словно на одном дыхании, они отличаются архитектурной точностью и исторической достоверностью.

А.В. Шишкин - Муравьево-Амурская улица в 1902 году

В 1937 году в связи с подготовкой к празднованию 5-летия Комсомольска, Алексею Шишкину был дан государственный заказ от Нарокмтяжпрома на ряд произведений, отражающих строительство города и завода «Амурсталь». Картина художника «Первые жилища в г. Комсомольске-на-Амуре в 1933 г.» написана быстро, как эскиз. В один слой. В морозной синеве на фоне нескончаемых землянок «Копай-города» в ватниках, с кайлами и лопатами шагают первостроители Комсомольска.

А.В. Шишкин - Первые жилища г. Комсомольска-на-Амуре

Во время войны Алексей Васильевич поступил в распоряжение политуправления Дальневосточного фронта. С первых дней войны он включился в агитационно-массовую работу – писал лозунги, панно, расписывал агитационные поезда, участвовал в выпусках агитационно-сатирического плаката «Удар по врагу». В послевоенные годы художественная жизнь Хабаровска начинает привлекать внимание столицы. Впервые наши художники приглашаются в Москву для показа своих работ на персональных отчетных выставках. В 1945 году состоялась первая персональная выставка Алексея Васильевича. Диапазон его творчества очень широк – пейзажи, в том числе и городские, натюрморты, жанровые полотна. В картине «Личности, и что они понастроили» художник в экспрессивно-выразительной манере языком гиперболы и гротеска создает новый реализм, оставаясь верным стилю того времени, которое сформировало его как художника.

А.В. Шишкин - Личности и что они понастроили

В 1946 году Алексей Шишкин становится участником знаменитой Хорско-Анюйско-Самаргинская комплексной экспедиции, откуда привозит большое количество картин и этюдов. В экспедиции, которая проходила с июня по октябрь, он работает в своей излюбленной технике - акварели, которую называл «скрипкой живописи».

Для Алексея Шишкина всегда важной частью профессиональной жизни было путешествие. Дальние поездки, в частности по Рижскому взморью, открывали для него новые темы, нуждавшиеся в фиксации — топографически точной и эмоционально убедительной. Из поездки по Забайкалью Шишкин привозит целую серию акварельных этюдов, в их числе – чеховские места и этюд со старым домом, в котором писатель останавливался по пути на Сахалин. Не оставлял художник своим вниманием и город Хабаровск, ставший ему родным и любимым. Его слова «Вот город начал строиться, и меня захватила эта кипучая созидательная энергия» нашли отражение в его солнечных, радостных картинах преображенного Хабаровска.

Сегодня – это уже история, история, оставленная в наследство человеком, создавшим художественную летопись города, художником, в чьих работах отчетливо видно, как искусство стало частью новой жизни – энергичной, яркой и оптимистичной, несмотря ни на что.

А.В. Шишкин - Домик А.П. Чехова на Байкале

Человек тонкой душевной организации, щедрый и добрый, всегда готовый прийти на помощь, Алексей Васильевич помимо творчества много сил и времени отдавал общественной работе – был депутатом городского совета, возглавлял Хабаровское отделение союза художников, был уполномоченным художественного фонда СССР, работал в ТЮЗе и художественном музее. В 1963 году Алексея Васильевича Шишкина не стало. Он ушел на этюды и не вернулся…

Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: А.В. Шишкин - Стадион им. Ленина


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен