«Я просто художник»: выставка Валентина Серова в ДВХМ
В Дальневосточном художественном музее открылась выставка «Валентин Серов: «Я просто художник» (6+). Это очередной совместный проект двух музеев – Дальневосточного художественного и Приморской картинной галереи. На выставке представлено 17 произведений графики и живописи. валентин серов Валентин Серов, один из самых крупных мастеров 19 века, более известен широкой публике как замечательный портретист. Хотя сам мастер говорил о себе: «Я не портретист. Я просто художник». Портретное искусство В. Серова представлено на выставке работой из собрания Приморской картинной галереи «Портрет княгини А.П. Ливен», написанной в поздний период творчества художника – в 1909 году.
Княгиня Александра Петровна Ливен, урожденная Васильчикова, - родная внучка графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова. Благотворительница, почетный член Сретенского попечительства о бедных, председатель Общества распространения полезных книг, светлейшая княгиня Александра Петровна Ливен по воспоминаниям современников «женщина, хотя и красивая, но невероятно большого роста ... она была добра и радушна». Кроме того, очень застенчива, и это свое качество Александра Петровна прятала за внешней холодностью, отстраненностью в общении с малознакомыми людьми. Художник написал модель в тёмном платье на однотонном светлом фоне, акцентируя внимание зрителя именно на её образе. Величественность княгини, её стать и внутреннее достоинство Серов подчеркнул положением её фигуры на холсте: он изобразил Ливен так, будто она смотрит на зрителя сверху вниз.
Основная часть экспозиции представляет малоизвестную и довольно редкую область творчества В. Серова – графику. Все наследие Серова в печатной графике насчитывает всего 26 работ: 17 офортов и 9 литографий. Офорты Серова включают портреты, жанровые сцены, изображения животных, иллюстрации к басням И.А. Крылова, а также воспроизведения собственных работ.
В 1985 году В. Серов пишет картину «Октябрь. Домотканово», которая сегодня по праву считается одной из лучших его пейзажных работ. И. Грабарь так писал о ней: «Самая потрясающая и совершенная из крестьянских картин Серова та, за которой было закреплено название «Октябрь». Сам художник большинством своих деревенских работ был недоволен и стремился к все большей простоте выражения.
В 1898 году по заказу редакции журнала «Мир искусства» художник воспроизводит живописное полотно «Октябрь. Домотканово» в офорте. Стремясь отойти от иллюзорности в изображении, желая переставить акценты в пользу остроты чувственных ассоциаций, Серов не раз повторял ряд своих картин в графике.
По пронзительности чувства природы, по остроте его передачи, по простоте замысла и художественных средств офорт этот превосходит свой живописный оригинал.
Общее развитие искусства начала 20 века вызвало широкий интерес к офорту, и фигура В. Серова занимает здесь ведущее положение, несмотря на немногочисленность выполненных им гравюр. Принципиально новое решение проблемы материала, которое демонстрируют офорты Серова, сила их эмоционального воздействия позволяют говорить о нем, как о лучшем русском офортисте конца 19 – начала 20 века. Таким образом, обращение к графике, которому так содействовал В. В. Матэ (художник, рисовальщик и гравер), стало частью важного процесса поиска все более активного, самостоятельного художественного языка, попыткой ухода от рабского следования за натурой, что предвосхищало поиски модернистов.
Офорт «Портрет гравера В.В. Матэ, сидящего за столом» выполнен художником в 1898-1899 годах. В работе нет ничего постановочного, композиция предельно проста и представляется случайно выхваченным из жизни эпизодом. Но, при кажущейся легкости исполнения, а также незначительности зафиксированного момента, «Портрет В.В. Матэ, сидящего за столом» — это наделенный индивидуальными чертами психологический портрет хорошо знакомого художнику человека, которому Серов искренне симпатизировал. Офорт известен только в посмертном тираже 1940 года. К 80-летию со дня рождения В.А.Серова предполагалось изготовить тираж данного офорта, однако ко времени начала работы (1944 год) доску обнаружить не удалось (по видимости, она была уничтожена или утеряна во время войны). Поэтому оттиски данной гравюры являются в настоящее время раритетами.
На выставке также представлены работы ближайших друзей и соратников Валентина Серова – Константина Коровина и Михаила Врубеля. Общим у них было легендарное время, названное позже Серебряным веком. Все трое стали значимыми фигурами на этом феноменально богатом талантами временном отрезке.
Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ Главное фото: В.А. Серов - С картины Серова «Октябрь»
- Пристань дальневосточной художницы Галины Кабановой в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен