«Северная тема» в офортах Евгении Эвенбах
«Северная тема» была ведущей в творчестве Евгении Константиновны Эвенбах. Началась она в 1930-х с госзаказа. Издательство Учпедгиз готовило к выпуску буквари и учебники народов Севера и Приамурья.
Эвенбах была одной из тех, кому надо было создать иллюстративный материал для этих учебников. Несколько длительных командировок совершила художница по селам и стойбищам Амура, чтобы лучше изучить, зафиксировать и понять уклад жизни и обычаи его аборигенов. Результатом командировок стал выпуск учебных пособий на нивхском и нанайском языках, большое количество рисунков и фотографий, прекрасная художественная коллекция произведений народного искусства. офорт
В 1959 – начале 1960 года в залах Ленинградского отделения Союза художников проходила выставка «Искусство народов Амура», которая стала итогом экспедиций, которые совершила Евгения Константиновна на Амур в 1930-х годах. К этой выставке художница подготовила иллюстрированный каталог, обширнейший материал которого включал и орнаментированные бытовые изделия, и предметы культа, и рисунки северян, и работы студентов, уроженцев Приамурья, и буквари на языках народов Севера. Одним из разделов выставки были произведения Эвенбах о Севере, выполненные до 1941 года.
Спустя чуть более 25 лет Евгения Константиновна вновь обратилась к темам жизни северян. К этому времени она начала работу над серией, которая позже получит название «Большая северная серия». Для этой серии художница выбрала технику офорта. Это было обусловлено тем, что офортные листы позволяли Е.К. Эвенбах более непосредственно выразить свои рисовальные принципы, кроме того, для широкого звучания станковой графики необходим размер листа значительно больший, чем альбомно-камерный.
В коллекции Дальневосточного художественного музея наряду с тремя литографированными портретами, выполненными Евгенией Эвенбах в 1930-х, хранится и ее офорт 1960 года «Рыбачка ударной бригады» из серии «Труженики Дальнего Востока». Если размер работ 1930-х годов – 400х300 миллиметров, то лист 1960-х годов при размере изображения 405х297 миллиметров – почти в два раза больше: 935х620 миллиметров.
Глубокое знание жизни народностей Амура помогло Евгееии Эвенбах в создании серии 1960-х.
Об этом первый ее биограф В.Н. Петров писал: «То, что когда-то было увидено и пережито в путешествиях по Амуру, стало теперь особенно дорогим и близким художнику. Впечатления как бы отстоялись, очистились от всего наносного и случайного и превратились в стройную, последовательную систему знаний. Образы людей и природы Северного края живут в творческой памяти художника с такой яркостью, которая освобождает от необходимости обращаться к натуре».
Композиция листа отсылает к классической русской иконе: все события, связанные с традиционным рыбным промыслом, здесь происходят одновременно. Девушка разделывает рыбу, которую поймали в реке и вытащили на берег в сетях. Главная героиня изображена на первом плане, доска для разделки настолько приближена к зрителю, что воспринимается так называемой «обманкой», словно выступая над поверхностью листа. Действие на дальнем плане, наоборот, уходит вглубь. Намеченный буквально тремя тонкими линиями амурский пейзаж расширяет пространство эстампа.
Скупыми выразительными средствами, которыми обладает офорт: черная линия на белой поверхности, – Евгения Эвенбах показала многовековую культуру народов Приамурья, их связь с миром природы и особенность их быта.
Эвенбах внесла в отображение Севера особые достоверность, лаконизм и высокую пластическую и рисовальную культуру. Подкупающие образность, сила выражения, исключительная простота ее графических средств были сродни творчеству северян и в то же обнаруживали связь с большими традициями мирового искусства. Этими важными качествами и ценны крупные достижения Евгении Константиновны Эвенбах, обогатившие отечественную графику ХХ века.
Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ
- Люди севера глазами Евгении Эвенбах в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен