Певец уссурийской тайги Василий Шешунов в ДВХМ
В собрании Дальневосточного художественного музея хранится коллекция работ художника из Приморья – Василия Григорьевича Шешунова. Она представляет интерес и как документ истории становления профессионального искусства на Дальнем Востоке, и как одна из первых цельных коллекций ДВХМ. Включая в себя 161 произведение живописи и графики, она является одной из самых многочисленных в собрании музея.
Василий Григорьевич Шешунов (1866–1922) родился в Иркутске. Отец его служил в Главном управлении Восточной Сибири. Рано потеряв мать, мальчик очень привязался к старшему брату – священнослужителю. Призвание к рисованию у Василия проявилось в детстве, и брат привел его в иконописную мастерскую местного Иннокентьевского монастыря, а затем подросток стал расписывать декорации для городского театра. Иркутские художники посоветовали способному юноше учиться, и в 16 лет он едет в Санкт-Петербург, поступает вольным слушателем в Академию художеств в мастерскую Ивана Шишкина. Василий Шешунов сразу выбрал для себя пейзаж – жанр живописи, которому оставался верен всю жизнь. Природа всегда привлекала художника. Еще в юности он вместе с братом Константином исходил всю Иркутскую губернию, любуясь красотами сибирских пейзажей. На Дальний Восток Шешунов попал неслучайно. Он много читал и, узнав о необыкновенно богатой природе Дальневосточного края, решил ехать в Приморье.
Закончив учебу, Василий Шешунов вернулся домой, а затем вместе с братом уехал в Благовещенск. До 1906 года он работал в городском шестиклассном и ремесленном училищах, а затем переехал в Никольск-Уссурийск (ныне Уссурийск). В те далекие годы Шешунов был там первым дипломированным живописцем. Начиная с 1912 года и до самой своей кончины Шешунов преподавал в женской учительской семинарии, вел уроки рисования в Корейской учительской семинарии и местном художественном училище.
Сохранились воспоминания бывших учеников Василия Григорьевича, в которых отмечается его любовь к творчеству, доброта, бескорыстие, скромность.
Всё свое свободное время Шешунов посвящал искусству. С наступлением каникул в учебных заведениях он отправлялся на этюды в уссурийскую тайгу и за 15 лет очень хорошо её изучил. Там среди нетронутой, первобытной природы он чувствовал себя в своей стихии. Работа на этюде — это подробное всматривание в натуру, фиксация быстрых, часто мгновенных эффектов, скоропроходящих состояний. Именно в этюдных зарисовках восприятие природы передаётся во всей её непосредственности.
Работы художника раскрывают его искреннюю любовь к природе. Они помимо художественной ценности имеют и познавательное значение: запечатленные им места настолько узнаваемы, что его работы можно систематизировать по географическому принципу. Недаром за художником закрепилось определение – «певец уссурийской природы в красках».
Шешунов оставил богатое творческое наследие, более 1500 художественных произведений, среди которых самое значительное место занимали этюды, в которых наиболее полно раскрылся живописный талант автора. Художник никогда не продавал свои картины, но дарил всем друзьям, коллегам и ученикам.
В 1922 году в Никольск-Уссурийском была организована посмертная выставка работ художника, на которой была представлена треть его творческого наследия. Одним из организаторов выставки был Владимир Клавдиевич Арсеньев, с которым Василия Шешунова связывали годы дружбы и любовь к уссурийской тайге.
В 1925 году работы Василия Шешунова были переданы в Хабаровский краевой музей, так как Хабаровск в то время был центром Дальневосточного края. В 1931 году часть произведений из краевого музея поступила в только что открывшийся Дальневосточный художественный музей и во Владивостокский государственный областной музей.
Значительное место в коллекции ДВХМ занимают живописные этюды художника, передающие своеобразную красоту тайги, морского побережья, «благость и покой» мира.
Не менее интересны и рисунки Шешунова, выполненные графитным карандашом. В них художник дает почувствовать «музыку карандаша», а линия у него становится то упругой, словно говорящей в полный голос, то мягкой и тонкой («Ствол сосны», «Берёзы», «Заброшенный посёлок»).
В своих работах он показал, какую ценность таит в себе солнечный свет, меняющееся состояние воздуха, и передал аромат таежных зарослей.
Сибирский колорит
Певец уссурийской природы родился в Иркутске 20 марта 1866 года в семье коллежского асессора Григория Трофимовича и его жены Ольги Николаевны. Отец служил помощником столоначальника в Главном управлении Восточной Сибири. Художественные наклонности у подростка проявились еще на школьной скамье, когда любимым его занятием стало рисование пейзажей. Первые уроки живописи, скорее всего, Василию мог дать его старший брат Илья. Он также интересовался живописью и даже год проучился в Императорской Академии художеств.
Многодетная семья Шешуновых жила не особенно богато и средств на обучение Василия не было. Поэтому он сам решил собрать нужную сумму и несколько лет подрабатывал живописцем и декоратором в родном городе - в Иннокентьевском монастыре, городском театре. Как долго пришлось бы копить рубли, неизвестно. Но ему повезло: первые работы начинающего художника понравились местному купцу и меценату Иннокентию Сибирякову. Получив возможность рассчитывать на регулярную именную стипендию предпринимателя, в августе 1890 года Василий поступил в ту же Академию художеств, в которой так и недоучился его старший брат.
В апреле 1895 года Совет академии, признавая его «достаточно подготовленным в рисовании постановлением своим, определил выдать Шешунову свидетельство на право преподавания рисования в средних учебных заведениях». А выпускнику было годков уже немало - 29.
Вернувшись в Иркутск, пять лет он рисует пейзажи и пытается этим искусством заработать на хлеб насущный. Но виды серого города раскупаются вяло и задешево. Становится ясно, что надо, как это ныне говорят, устраиваться на постоянную работу.
Гостеприимный Благовещенск
Брат Константин, работавший на Дальнем Востоке преподавателем Благовещенского ремесленного училища, приглашает Василия к себе. В 1900 году они встречаются, Василий устраивается учителем рисования в городское трехклассное училище. Свободного времени у начинающего педагога много. Он пишет новые пейзажи и устраивает первую в городе выставку-продажу. Областная газета «Восточный вестник» так откликнулась на это событие: «Приезжий художник Шешунов, работавший в начале 90-х гг. под руководством покойного профессора Шишкина, выставил 5 больших картин, 4 портрета, несколько эскизов углем (это современная новинка для большинства здешней публики, и многие, не понимая значения эскиза, наивно спрашивали распорядителей выставки: зачем, мол, художник выставил эту мазню углем?). Много прекрасно исполненных красками этюдов и рисунков карандашом с натуры, а также несколько небольших видов пастелью, мокрым соусом, сепией и тушью с гуашью. Картины г. Шешунова отличаются натуральностью и силой рисунка. Особенно нравилась публике большая картина «Пасмурный день», приобрести которую за 330 руб. никто не решился. Эффектна картина «Летний вечер», приобретенная за 165 руб. …Вообще нужно заметить, что картины г. Шешунова отличаются мрачным колоритом. Суровая сибирская тайга, очевидно, ему по душе».
Часть работ удалось продать, появились, наконец, некоторые средства для начала профессиональной деятельности. Не в трехклассном училище, конечно. Тем более Благовещенск, как ни крути, все же очагом культурной жизни на Дальнем Востоке не назовешь. А какой регион назовешь? Правильно, Южно-Уссурийский край в целом и Владивосток в частности.
Василий Григорьевич отправляется во Владивосток и при помощи выступившего в роли квартирьера брата Константина устраивает там аналогичную выставку-продажу картин. Приморская публика оказывается более продвинутой, нежели сибирская, и картины расходятся как горячие пирожки. Вдохновленный коммерческим успехом, следующие несколько лет Шешунов рисует уссурийскую тайгу с ее реками и полянами. За три года созданы шесть крупных пейзажей. В названии каждого из них есть непременное географическое словосочетание - «Утро. Южно-Уссурийский край», «Лето в Южно-Уссурийском крае», «На рубеже двух горных рек. Южно-Уссурийский край». Очевидно, что автор пейзажей гордится тем, что рисует потрясающую по красоте и разнообразию уссурийскую тайгу, что именно она становится его и творческой, и коммерческой «фишкой»… Надо ли говорить, что именно наш край станет последним в жизни Шешунова родным домом на последние отпущенные ему судьбой 15 лет?
Не вписался в реальность
Переехав в Никольск-Уссурийский в статусе успешного профессионального художника, Василий Григорьевич тем не менее вновь привычно подстраховывается в финансовом плане и устраивается на постоянную работу преподавателем рисования в ремесленном училище. Затем добавляются уроки в женской гимназии и реальном училище. С 1912 года основным местом работы Василия Григорьевича становится женская учительская семинария.
Любопытно: постоянно проживая в Никольске-Уссурийском, художник никогда не терял связей со своей малой родиной - Иркутском и Благовещенском (там Шешунова и по сей день считают своим). Так, с его подачи в Благовещенске в 1914 году было организовано «Амурское общество поощрения художеств», а в Иркутске (в 1909-1915 годах) он трижды выставлял свои картины на художественных выставках музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. И уже не для продажи - для души.
Любопытно и то, что, как ни странно, педагогическая деятельность захватила его не менее, нежели художественная. Он не просто отбывал время в художественном классе, а отдавал ученикам все свое сердце и душу. Вот как вспоминала Шешунова одна из его учениц, Дашкова: «Мои воспоминания о Василии Григорьевиче самые светлые, а образ его как учителя и как человека обаятелен необыкновенно. Я помню его уроки, где он все разъяснял умно, доходчиво, интересно. Он привил нам любовь к рисованию. Уроки его были так же хороши, как и он сам. Мы ходили в его квартиру и смотрели как на чудо на его картины и этюды, букеты осенних листьев и трав в вазах». И эти внешне такие простые чудеса выражали сущность Шешунова как человека высокой культуры и интеллигентности. Который очень любил музыку и прекрасно играл на виолончели. Который часто даже не подписывал свои великолепные пейзажи, потому что знал: их он не продаст, а подарит друзьям.
В круговерти жизни, отданной творчеству и педагогике, Василий Григорьевич так и не завел семью - единственной его музой осталась живопись. Может быть, это и к лучшему? Потому что круговерть красно-белых режимов, сменявшихся в Приморье в те революционные годы, тяжким бременем ложилась на семейные связи и безжалостно их рвала. Эти годы, увы, стали черными и для Шешунова, так и не сумевшего вписаться в постреволюционную действительность. Созданные им пейзажи в хаосе Гражданской войны уже никто не покупал, и они числом несколько сотен (!) хранились в запасниках художника.
Белая колчаковская администрация с задержками в несколько месяцев платила грошовое жалованье. Уйти за кордон, в Китай, как это уже сделали некоторые его друзья? И что - писать китайские пейзажи для китайских бонз? Банально пытаясь выжить, он, уже больной и ослабевший, устроился сторожем городского дровяного склада, что находился в 35 километрах от города. 31 декабря, в канун Нового, 1922 года, художник тихо угас от голода на лежанке в своей нетопленой каморке лесного зимовья.
Его друг Владимир Арсеньев, отдавая последнюю дань усопшему, организует посмертную выставку его работ. Она пройдет 18-25 апреля 1922 года в Никольске-Уссурийском, будут выставлены 538 его картин, этюдов и рисунков. Тело художника предадут земле на Никольском городском кладбище, которое, в связи со строительством масложиркомбината, уничтожат в конце 20-х годов. Могила Василия Григорьевича также будет утрачена. А когда вскроют завещание художника, которое он предусмотрительно успел оставить, то выяснится, что все свои работы он завещал государству.
Главное фото: В.Г. Шешунов - Приморье. Луга на фоне сопок
- Акварель Ольги Лесючевской в ДВХМ - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен